№ 3(93)
30 июня 2023 года
Рубрика: Конкурентная среда Авторы: Долгих Е. Л., Семенихина А. В., Трубин А. Е., Трубина И. О., Филимонова Е. В. |
Данная статья является дискуссионной и посвящена рассмотрению проблемы выбора путей реформирования экономики России в условиях кризиса мировой экономической системы. Актуальность предлагаемой дискуссии определяется необходимостью поиска действенных инструментов экономического регулирования, позволяющих национальной экономике России занять достойное конкурентное место в меняющемся геоэкономическом пространстве. В статье анализируется основная причина кризисов в мировой капиталистической экономике на основе теории К. Маркса, заключающаяся в противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов труда. Приведена статистика мировых циклических кризисов за период с 1825 года до настоящего времени. Циклические кризисы, порождаемые в основном экономическими факторами, повторяются периодически через 7–9–11 лет с незначительными отклонениями. Рассмотрена причина ипотечного кризиса США и его влияние на экономику других стран, в том числе и России. Показаны три возможные пути развития экономики России: 1) прозападный; 2) развитие экономики в интересах национальной буржуазии; 3) нэповского периода советского власти, который успешно использует Китай. Третий путь объективно обоснован. Об этом свидетельствуют статистические данные, приведенные в этой статье. Обоснована необходимость изменения в ближайшем будущем курса управления экономикой страны на основе реализации левоцентристского финансово-экономического курса на обоснованный социализм. Изложены условия перехода к управленческой революции, обеспечивающей скачок в развитии страны. Предлагаются направления для снижения зависимости российской экономики от конъюнктуры капиталистического рынка. Продолжение... |
---|---|
№ 3(93)
30 июня 2023 года
Рубрика: Конкурентная среда Авторы: Бойко А. Ю., Трубин А. Е., Филимонова Е. В. |
Российский рынок сидра получил развитие в связи с изменением потребительских привычек и увеличением доли слабоалкогольных напитков. Однако обеспечение и повышение конкурентоспособности традиционного сидра на рынке слабоалкогольных напитков является сложным и требует более детального изучения. Этим обусловлена актуальность темы исследования. В рамках исследования был произведен анализ конкурентной среды на российском рынке слабоалкогольных напитков и выявлены актуальные проблемы повышения конкурентоспособности традиционного сидра. Статья нацелена на выявление факторов, негативно влияющих на конкурентоспособность традиционного сидра на российском рынке слабоалкогольных напитков, а также проблем в данной области и на предложение направлений их решения. Статья посвящена рассмотрению характеристик и особенностей сидра как товара, анализу конкурентной среды, выявлению проблем обеспечения и повышения конкурентоспособности традиционного сидра на российском рынке, а также разработке путей решения данных проблем. По результатам проведенного исследования авторы приходят к выводу, что рынок сидра в России активно развивается и имеет благоприятные перспективы. Сидроделие в России стимулирует развитие сельского хозяйства, плодоводства, питомниководства, создание рабочих мест в сельской местности, создание рабочих мест в торговле, стимулирует научные изыскания. Исследование позволило выявить проблемы обеспечения и повышения конкурентоспособности сидра на российском рынке напитков, к которым относится проблема определения статуса традиционного сидра на законодательном уровне, отсутствие налоговых льгот и другой государственной поддержки компаний – производителей традиционного сидра, конкурентная борьба с напитками, произведенными по другой технологии, но также называющимися сидром. Для решения выявленных проблем были предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности традиционного сидра на российском рынке. Показано, что проведенный анализ конкурентной среды позволяет выявить проблемы повышения конкурентоспособности сидра на российском рынке. Продолжение... |
№ 3(93)
30 июня 2023 года
Рубрика: Цифровая трансформация бизнеса Авторы: Аяцков Д. А., Горелова Т. П. |
В условиях быстро меняющейся цифровой среды компании сталкиваются с вызовом быстрой и эффективной выработки экономических решений. Принятие эффективных экономических решений напрямую влияет на конкурентоспособность компании на рынке. Данная статья поднимает проблему проведения оценки эффективности экономической деятельности предприятия, связанную с изучением и проработкой большого количества данных. Анализ большого объема данных позволяет компаниям получить подробное представление о том, как функционирует их бизнес, а также о том, какие факторы могут влиять на его успех. Такой подход основан на применении математических и статистических методов, а также на использовании специальных программных средств, которые позволяют эффективно обрабатывать и анализировать большие объемы данных. В тот же момент результаты анализа данных могут быть представлены в виде графических отчетов, которые помогают принимать более обоснованные решения на основе фактов динамики развития и способствовать улучшению экономической эффективности деятельности компании. Под графическим отчетом понимается представление данных в визуальном формате с обозначением медиан и исключений. В данной статье были применены методы системного анализа и синтеза, метод индукции, контент-анализ научной литературы и статистических обзоров по исследуемой тематике. С развитием процесса цифровизации деятельности организации анализ данных стал просто необходимым инструментом в процессе выработки и принятия экономически выгодных решений. В статье авторы аргументировано обосновывают стратегическую значимость применения анализа данных в экономике, предпринимательстве и бизнесе. Продолжение... |
№ 3(93)
30 июня 2023 года
Рубрика: Практика предпринимательства в конкурентной среде Автор статьи: Любященко С. Н. |
Распространение глобализации, а затем пандемия, связанная с COVID-19, и начало СВО привели к необходимости пересмотра ландшафта конкуренции на национальных и мировых рынках. Фокус внимания исследователей сместился с конкурентного взаимодействия отдельных фирм к соперничеству между цепочками поставок. Следовательно, необходимо определить, какая структура цепи поставок является наиболее предпочтительной для каждого ее участника. В статье рассматривается экономическое поведение фокусной фирмы по отношению к другим участникам цепи поставок. Проанализированы три ситуации. Первая предполагает полностью автономное функционирование всех участников цепи. Вторая заключается в том, что доминирующая фирма интегрируется с фирмой-продавцом (интеграция вперед), а третья – с поставщиком (интеграция назад). В работе проводится оценка стратегий фокусной фирмы в цепи поставок на основе анализа прибыли. Предложена формализованная модель, позволяющая проанализировать стимулы к интеграции фокусной фирмы с другими участниками при различных вариантах организации цепи и оценить условия, в которых поставщик и конечный продавец будут мотивированы к кооперативной деятельности. Также анализируется величина прибыли поставщика и продавца, представляющих собой крайние звенья цепи в случае, когда они будут более склонны к автономному функционированию. Модельное построение позволяет исследовать случаи, когда вертикальная интеграция более эффективна. Методологической базой исследования является сочетание парадигмы теории отраслевых рынков, экономической теории и управления цепями поставок. Научной новизной исследования является оригинальный подход к рассмотрению цепи поставок как системы, ориентированной на рыночную функцию спроса, т. е. деятельность всех участников цепи настроена на производство и продажу такого объема товара, на который предъявлен спрос. Также рассматривается цепь поставок с позиции оптимизации ее структуры и мотивации партнеров к кооперативному взаимодействию на основе анализа прибыли каждого участника. Предложенный подход позволяет сравнить результаты функционирования фирм в цепи поставок с позиции теории отраслевых рынков и экономической теории, что выходит за рамки логистики или стратегического менеджмента. Продолжение... |
№ 3(93)
30 июня 2023 года
Рубрика: Практика предпринимательства в конкурентной среде Авторы: Чернухина Г. Н., Храмова А. В. |
В статье представлено авторское видение управления взаимоотношениями с поставщиками в логистической системе торговой организации для обеспечения конкурентных преимуществ. Выбор поставщика является актуальным и важным этапом при осуществлении функций управления закупками. Эффективное управление данным аспектом деятельности способствует налаживанию путей взаимодействия с компаниями, обеспечивающими материально-техническое снабжение организации. Поиск подходящих поставщиков и установление долгосрочных отношений с ними могут помочь компаниям предоставлять клиентам качественные продукты и услуги по конкурентоспособным ценам и без перебоев. «Правильные» поставщики снизят риски, связанные с нестабильностью в цепочке поставок. Авторами дана новая трактовка термина «управление взаимоотношениями с поставщиками». Управление взаимоотношениями с поставщиками – это принятие решений по совершенствованию способов взаимодействия в процессе закупок между контрагентами торгово-логистической деятельности. При этом эффективность взаимодействия с поставщиками в процессе закупок авторы рассматривают как внутреннее конкурентное преимущество. Кроме того, авторы обозначили связь, общность и различие понятий «цепочка стоимости» и «цепочка поставок». В работе были проанализированы этапы процесса закупок, выявлены проблемы в организации управления закупками. Результаты исследования и предложенные рекомендации могут служить основой для улучшения организации и управления логистической, закупочной деятельностью торговой организации для обеспечения конкурентных преимуществ. Новые параметры для определения порядка закупок, критерии оценки поставщика и эффективная работа по его выбору позволят снизить издержки, сэкономить на уменьшении количества брака и т. д. Результаты исследования: разработаны критерии, согласно которым необходимо учитывать цену, дисциплину поставок, качество, условия оплаты, территориальную удаленность, опыт сотрудничества, удовлетворение рекламаций, срок исполнения заказа; представлен алгоритм взаимодействия поставщика и потребителя в системе управления взаимоотношениями с поставщиками; определены новые параметры для определения порядка закупок и критерии оценки поставщика. Продолжение... |
№ 3(93)
30 июня 2023 года
Рубрика: Практика предпринимательства в конкурентной среде Авторы: Анисимов А. Ю., Поляков О. В. |
Статья посвящена рассмотрению темы маркетплейсов в контексте динамичного развития онлайн-торговли и повышенного интереса со стороны потребителей и организаций к этой модели бизнеса, поскольку в настоящее время маркетплейсы становятся все более популярными как для продавцов, так и покупателей благодаря своей удобности, широкому ассортименту и доступности товаров и услуг. В статье обосновывается актуальность данного исследования, связанная с растущей популярностью маркетплейсов и их значением для электронной коммерции. Авторы обращают внимание на преимущества и ограничения модели бизнеса маркетплейсов, предоставляя аналитическое обоснование их значения и потенциала для организаций, также авторы приводят суждения о том, как организациям эффективно использовать маркетплейсы в своих стратегиях продаж, а также о роли маркетплейсов в современной экономике и обществе. Приводятся суждения, основанные на анализе данных и опыте других компаний, которые помогут руководству организаций лучше понять особенности маркетплейсов и разработать эффективные стратегии продаж. Целью исследования является изучение преимуществ и ограничений модели бизнеса маркетплейсов, а также предоставление практических рекомендаций для организаций, стремящихся успешно присоединиться к маркетплейсам. Отмечается, что исследование представляет новые исследовательские выводы, которые вносят вклад в академическое сообщество и практическую область ведения бизнеса. На основе анализа данных исследования приводятся суждения о значении маркетплейсов для различных сфер бизнеса, экономики и общества в целом. Таким образом, статья предоставляет ценную информацию о маркетплейсах, их преимуществах и ограничениях, а также предлагает рекомендации для бизнеса, академического сообщества и органов регулирования, способствуя развитию этой модели бизнеса и повышению эффективности онлайн-торговли. Продолжение... |