№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Международный опыт Авторы: Мусарский М. М., Игумнов О. А., Платонова Е. Д. |
В статье рассмотрены основные подходы к организации предпринимательского образования в европейских странах в современных условиях. На основе анализа базовых документов Евросоюза (ЕС) об организации предпринимательского образования описаны его стратегии и факторы успешности, выявлены
различия в подходах к содержанию предпринимательского образования, а также в оценке его значения
как фактора личностного развития обучающихся.
С учетом европейского опыта в статье проанализированы отдельные положения действующих государственных федеральных образовательных стандартов общего образования с позиции перспектив развития
предпринимательского образования в российских школах. Авторы обосновывают целесообразность метапредметного подхода при обучении основам предпринимательства младших школьников. В основной школе
предпринимательское образование в рамках действующего образовательного стандарта предполагает
введение в качестве школьного компонента предмета «Основы предпринимательства», а также включение
в предметную область «Технология» практико-ориентированных заданий и использование интерактивных
форм обучения. В средней школе предлагается включение в образовательный стандарт особой предметной области — «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности», направленной
на завершение формирования предпринимательских компетенций у выпускника средней школы. Обосновывается дидактико-методическая модель обучения предпринимательству в общем образовании.
Продолжение...
|
---|---|
Статья посвящена перспективам развития образования предпринимателей с учетом накопленной практики формирования новых подходов к бизнес-образованию. Отмечается, что современному российскому
обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия с учетом национальных и глобальных трендов экономического развития. Для осуществления эффективной
предпринимательской деятельности необходима подготовка инновационных специалистов, владеющих
соответствующими знаниями и компетенциями. Таких специалистов, как показывает международный
опыт, можно готовить не только в ходе обучения экономическим специальностям в бизнес-образовании,
но и на основе создания многоуровневой системы профессионального образования. В связи с этим одним
из приоритетных направлений современного образования является обучение разных категорий граждан
основам предпринимательства, их адаптация и ориентация в рыночных условиях, формирование экономического мышления, развитие экономической культуры.
Продолжение...
|
|
Статья посвящена рассмотрению вопроса о применимости конструктивного и функционального подходов
к исследованию предпринимательства в соответствии с междисциплинарной методологией. Поднимаются проблемы идентификации предпринимателей — определение и систематизация исполняемых ими
профессиональных функций, обусловленных целевыми ориентирами предпринимательской профессии
и составляющих содержание предпринимательства как одного из направлений деятельности людей.
Автор обращает внимание на необходимость систематизации предпринимательских функций, которые
образуют ядро идентичности предпринимательской профессии и формируют ее уникальную функциональную специфику, отличающую ее от профессий менеджера, инженера, изобретателя, дизайнера, экономиста,
иных профессий, которым свойственна своя функциональная специфика.
В статье рассматривается также вопрос о соотнесении ядра идентичности предпринимательской профессии с предпринимательскими функциями и личностными качествами предпринимателей, а именно, описывается структура блоков личностных качеств предпринимателей, необходимых им для ведения успешной
предпринимательской деятельности.
Автор делает вывод о том, что применение функционального подхода позволило бы успешно продвигаться в решении научной задачи по обоснованию непротиворечивого идентификационного ядра системы
теоретических представлений о предпринимательстве, его эволюции, а также добиваться упорядоченного
применения «предпринимательской» терминологии в теории и на практике.
Продолжение...
|
|
Исследования в области обучения предпринимательству продвигаются не так быстро, как по предпринимательству, потому что они не относятся к тому же уровню академической деятельности. Основываясь
на программе исследований преподавания и изучения (the Scholarship of Teaching and Learning — SoTL)
в сфере образования для взрослых и используя экспертный подход Дельфи, мы предлагаем ознакомиться
со взглядами лучших преподавателей предпринимательства. Мы предполагаем, что познание процессов
обучения предпринимательству через призму преподавания обеспечивает новые идеи и возвышает преподавание как форму академической работы наравне с традиционными, более принятыми формами исследования. В результате Дельфи-анализа было предложено определение обучения предпринимательству как
развитие мышления, навыков и практики, необходимых для создания новых предприятий, но оговорено, что
результаты такого обучения имеют далекоидущие последствия. Мы описываем пять континуумов обучения
предпринимательству, которые стимулируют переход к педагогическим подходам, основанным на обучении
взрослых, а именно на андрагогике и эвтагогике (хьютагогике). Также в статье обсуждаются последствия
для подготовки преподавателей по предпринимательству, необходимость предпринимательской практики
и будущее исследований в области обучения предпринимательству.
Продолжение...
|
|
В работе развивается понятие системного менеджмента как методологии управления предприятием
на основе представления внутренней структуры предприятия в виде популяции экономических, социальных, организационно-технологических и других систем. Внутрипроизводственные системы интегрируются
на базе типологии систем, выделяющей объектные (организационные), проектные (инновационные), процессные и средовые системы. Показывается, что такой подход интегрирует известные концепции организационного менеджмента, управления проектами, управления институтами и управления бизнес-процессами.
С использованием менеджериальных теорий И. Адизеса и П. Друкера, а также теории производственных
функций с постоянными эластичностями замещения факторов Х. Узавы строится критерий эффективности
системного менеджмента предприятия.
Продолжение...
|
|
Статья посвящена изложению основ теории многоуровневой конкуренции и обоснованию совокупности
новых методов и коэффициентов анализа уровня конкурентной борьбы на отдельных рынках и на рынке
многоуровневой конкуренции в целом. Автором приводится общий концептуальный подход к анализу
многоуровневой конкуренции, на основании которого структуры рынка каждого уровня представлены
в структурно-табличной форме. Показаны направления развития инструментальной базы анализа состояния
конкуренции на каждом уровне многоуровневого рынка. Предлагается общая экономико-математическая
модель многоуровневой конкуренции.
Продолжение...
|