В статье предпринята попытка исследовать эволюцию контрактных отношений между субъектами рынка
СПГ: от причин, по которым долгосрочные контракты стали единственно возможным фундаментом развития отрасли, до анализа их современной трансформации и возможных направлений будущего развития,
а также роли этих изменений в процессах становления глобального рынка природного газа и превращения
СПГ в сырьевой товар уровня нефти — двух ключевых составляющих развития и расширения конкурентоспособности сектора в рамках мирового ТЭК.
Высокий уровень специализации активов и стоимости создания инфраструктуры, характерный для сектора СПГ, обусловил специфику контрактных отношений между контрагентами в период зарождения отрасли
более 50 лет назад. В условиях исключительно небольшого числа продавцов и покупателей в момент развития первых СПГ-проектов торговля на основании краткосрочных договоров создавала бы значительные
риски для обеих сторон. Поэтому в целях их хеджирования, нивелирования обстановки неопределенности,
а также обеспечения эффективного сотрудничества в качестве наиболее оптимальной формы взаимодействия были выбраны долгосрочные договоры. Однако постепенно подобные соглашения утратили свою способность адекватно отражать и реагировать на ключевые изменения на рынке, а также в значительной мере
ограничили способности СПГ конкурировать с другими видами энергоресурсов. В условиях турбулентной
конъюнктуры сектора ТЭК последнего десятилетия, а также под натиском динамичного развития рынка СПГ
гегемония долгосрочных договоров начала ослабевать и уступать место ликвидной и конкурентной краткосрочной и спотовой торговле, в чем и проявляется активизация глобализационных процессов на рынке.
Внешние шоки (авария на АЭС «Фукусима-1», «арабская весна», засуха в Амазонии), значительное расширение и диверсификация спроса и предложения, проблема потенциального затоваривания, недостатки
существующего ценообразования на основе нефтяной привязки, технологические инновации и рост числа
транспортировочных мощностей, зачастую избыточный, способствовали активному развитию краткосрочной и спотовой торговли. Говорить о полном отказе от долгосрочных соглашений не приходится — они
составляют важную часть финансирования проектов в отрасли, тем не менее с наибольшей долей вероятности их параметры, в частности, ценообразование, претерпит существенные изменения.
Выводы относительно долгосрочных последствий современных трансформаций рынка СПГ и их роли
в формировании ликвидного рынка и повышения конкурентоспособности ресурса подтверждаются примерами из других секторов ТЭК — например, рынка нефти рубежа 1970‑х и 1980‑х гг., рынка газа в США
конца 1990‑х.
Путь формирования глобального рынка газа еще не пройден до конца, сектор СПГ — основную движущую силу глобализации — ожидает период паутинообразного поиска наиболее оптимальных и эффективных форм взаимодействия между контрагентами. Однако именно эти процессы и их последствия лежат
в основе растущей конкурентоспособности ресурса.
Продолжение...
|
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Образовательная среда предпринимательства Авторы: Песоцкий Ю. С., Григорьева О. В., Чистова А. А. |
Современный этап развития предпринимательского образования в России можно охарактеризовать как
завершение первичного становления и формирование системы. В статье выявлены основные компоненты
предпринимательского образования, при этом особое внимание уделено подготовке предпринимателей
в вузах: выделены основные идеи и подходы, лежащие в основе такой подготовки, представлены основные условия его педагогической эффективности, определены актуальные проблемы и противоречия.
Ведущей проблемой является отсутствие профильных программ подготовки по направлению «Предпринимательство». Подготовка предпринимателей ведется в рамках самых разных направлений бакалавриата,
на основе разнообразных образовательных моделей, существенно различающихся своей педагогической
эффективностью и не обладающих признаками системности и комплексности. В связи с этим основной
задачей текущего этапа развития предпринимательского образования в России выступает поиск системообразующего начала, обеспечивающего целостность и результативность подготовки студентов к собственной предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, в существующих условиях
непрофильного (для предпринимателя) высшего образования.
Продолжение...
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Образовательная среда предпринимательства Автор статьи: Никитина Н. Ю. |
В статье рассматриваются проблемы, имеющие место в период реализации программы «Цифровая
экономика Российской Федерации»: ожидаемое изменение структуры рынка труда в связи с увеличением
доли информационных технологий в отраслях народного хозяйства, необходимость внесения изменений
в систему высшего образования. В связи с постоянным ускорением развития инструментов цифровой
экономики усиливается потребность в организации постоянного повышения квалификации специалистов.
Одной из проблем российского народного хозяйства остается низкая производительность труда. Это
препятствует росту заработной платы и покупательной способности населения. Самым действенным способом повышения производительности труда является внедрение новых технологий и модернизация оборудования. Фактором, препятствующим техническому развитию, видится недостаточность инвестиций,
собственного и заемного капитала.
Следующей проблемой на пути повышения производительности труда является дефицит знаний. Скорость изменения технологий подталкивает к тому, что необходимо отладить систему образования и дальнейшего повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства.
Продолжение...
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Методы и технологии обучения предпринимательству Авторы: Сафронова Н. Б., Вельская Г. Г., Маслевич Т. П. |
В статье рассматривается методический опыт преодоления разрыва между теорией и практикой предпринимательства для программ высшего образования, основанный на решении практических задач предпринимательского сообщества. Проведен анализ эффективности разработанных проектов с точки зрения
компаний-заказчиков по реализации предпринимательских инициатив на примере проектных сессий Института отраслевого менеджмента. Представлен опыт формирования командного взаимодействия и оценки
предпринимательских проектов, выполненных участниками конкурса социального предпринимательства
«Остров Мир» и конкурса проектов Института отраслевого менеджмента РАНХиГС «Свежий взгляд».
Продолжение...
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Методы и технологии обучения предпринимательству Автор статьи: Пушкарева Е. В. |
В статье анализируется специфика организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО
в форме учебной фирмы. Рассматриваются преимущества учебной фирмы с точки зрения возможности
приобретения студентами практических навыков предпринимательской деятельности. Раскрывается концепция региональной инновационной площадки «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО», созданной на базе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический
колледж им. В. П. Омельченко».
Продолжение...
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Психология и предпринимательский селф-менеджмент Авторы: Карпов А. В., Клюева Н. В. |
Рассматриваются проблемы, которые необходимо решать для формирования системы образования
предпринимательского сообщества в России; представлены результаты психологического исследования
личностных характеристик успешного российского предпринимателя. Обозначены теоретико-методические
основы образования предпринимателей: инновационная методология, процессное консультирование,
андрагогика, использование активных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий. Сформулированы требования к преподавателю, обучающему предпринимателей. Обобщен и охарактеризован опыт факультета психологии и Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ
им. П. Г. Демидова в интеграции научно-психологических исследований, методических разработок в сфере
образования взрослых, вовлечения студентов в проекты, связанные с подготовкой предпринимателей.
Продолжение...
|