В продолжение дискуссии о статье «Смысл конкуренции» редакция журнала публикует мнение известного российского ученого Сергея Геннадьевича Светунькова о том, почему статья Фридриха фон Хайека, настолько убедительно показывающая, что от модели «совершенной конкуренции» следует отказаться, не привела экономистов к аналогичному выводу. Почему до сих пор, спустя 60 лет после ее опубликования, значительная часть современных авторов учебников и научных публикаций используют «совершенную конкуренцию» в качестве некоторого эталона, присущего совершенной рыночной экономике, и, разрабатывая на ее основе идеализированные, противоречащие реальности модели, считают их совершенными? Ключевые слова: конкуренция, совершенная или несовершенная конкуренция, чистая конкуренция, концентрация рыночной власти, уровень конкурентной борьбы.
Читать дальше...
Рассматриваются особенности формирования патримониальных предпринимательских сетей в современных российских условиях и их влияние на конкуренцию. Обосновываются меры по формированию конкурентной среды в условиях существования патримониальных предпринимательских сетей. Читать дальше...
Статья посвящена рассмотрению проблемы измерения конкуренции. Анализируются существующие подходы к измерению конкуренции на основе показателей структуры рынка, демонстрируется неадекватность или противоречивость применения существующих показателей для принятия конкурентных решений. Предлагается для измерения конкуренции использовать методологию процессного подхода к конкуренции.
Читать дальше...
Статья посвящена рассмотрению проблемы определения базовых понятий теории предпринимательства.
С помощью сравнительного анализа определений понятия «предприниматель», сделанных классиками
экономической, социологической и психологической науки, выявляются отличия предпринимателя от других бизнес-персон. С помощью модели жизненного цикла предпринимателя отличительные черты сведены
в единую систему и дано более четкое определение понятия «предприниматель». Показано, что в результате
этого принципиально нового уточнения понятийного аппарата теории предпринимательства многие явления
предпринимательской деятельности становятся легко объяснимыми.
Читать дальше...
Статья посвящена изложению нового подхода к оценке уровня конкурентной борьбы, при котором измерению подвергается не концентрация рыночной власти, а характер ее распределения на рынке. В основе нового
измерителя уровня конкуренции лежит математическая модель Гаусса, на базе которой в математической
статистике был описан нормальный закон распределения случайной величины. Для практического использования нового подхода к оценке уровня конкуренции на рынках из модели генерируется два параметра,
экономический смысл и практическая применимость которых рассматриваются в статье.
Читать дальше...
Статья посвящена изложению основ теории многоуровневой конкуренции и обоснованию совокупности
новых методов и коэффициентов анализа уровня конкурентной борьбы на отдельных рынках и на рынке
многоуровневой конкуренции в целом. Автором приводится общий концептуальный подход к анализу
многоуровневой конкуренции, на основании которого структуры рынка каждого уровня представлены
в структурно-табличной форме. Показаны направления развития инструментальной базы анализа состояния
конкуренции на каждом уровне многоуровневого рынка. Предлагается общая экономико-математическая
модель многоуровневой конкуренции.
Читать дальше...
|