Цифровая трансформация, переход компаний на дистанционную форму работы, формирование новых бизнес-моделей и развитие цифровизации в последние несколько лет установили сложную и быстроменяющуюся среду для функционирования бизнеса. Научной новизной статьи является модифицирующаяся роль информационной безопасности для бизнеса. Информационную безопасность для устойчивого развития бизнеса необходимо рассматривать как стратегическую бизнес-единицу с конкретной инновационной программой, отображенной в корпоративной стратегии развития компании. В исследовании отмечено, что на сегодняшний день бизнесу недостаточно иметь программное обеспечение для информационной безопасности, важно информационную безопасность рассматривать комплексно с проработкой процессов, решений, процедур и формированием локальных актов. Представлены выводы по каждому фактору, влияющему на эффективное развитие бизнеса. Выявлена необходимость совершенствования нормативно-правовой сферы в области информационной безопасности и представлено обоснование важности поддержки внедрения российских технологических решений наряду с возрастающей ролью информационной безопасности в деятельности компании. В условиях цифровизации информационная безопасность бизнеса является основой защиты коммерческих данных компании и сохранения конкурентоспособности на рынке. Обосновано, что российский рынок информационной безопасности и российский бизнес активно и динамично развиваются, а дальнейшее развитие бизнеса зависит от его устойчивости к кибератакам. Обоснованно доказывается, что информационная безопасность бизнеса в условиях цифровизации представляет собой основное условие успеха всей коммерческой деятельности. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается во влиянии рассмотрения факторов информационной безопасности на устойчивое развитие бизнеса без привязки к сфере деятельности и показано, что учет обозначенных факторов необходим как для малого, так и крупного бизнеса. Показана динамика совершенствования нормативно-правовых документов в сфере информационной безопасности, выявлено влияние нормативно-терминологического аппарата информационной безопасности на выработку бизнес-решений в условиях цифровизации. Продолжение... |
|
№ 2(104)
30 апреля 2025 года
Рубрика: Обучение предпринимательству Авторы: Алексеева Е. В., Погорелова А. Ю., Потапова О. Н., Филиппова Д. А. |
В статье проводится исследование практики применения интерактивных методов обучения профессиональной деятельности в образовательных программах для предпринимателей с указанием использования метода стресс-кейсов, способствующего формированию гибких и адаптивных навыков у обучающихся. Дается представление о методе стресс-кейсов, выявляются возможности его использования в различных областях деятельности, а также в рамках обучения предпринимательству. Установлено, что метод стресс-кейсов способствует развитию критического мышления и навыков быстрого принятия решений, что особенно важно в условиях неопределенности. В рамках проводимого исследования выявлено влияние интерактивных методов обучения на уровень подготовки профессиональных предпринимателей, что отражается на уровне конкурентоспособности вуза в целом. В статье представлена программа проведения интерактивной образовательной практики «Стресс-кейс» в рамках обучения по профилю «Предпринимательство», по результатам проведения которой предлагается включить стресс-кейсы в практическую часть обучения предпринимателей в рамках реализации дисциплин, входящих в ядро профессионально-ориентированных, что позволит развивать у обучающихся предпринимательские навыки и компетенции. Продолжение... |
Цели статьи – актуализация, идентификация и структурирование управленческой и конкурентной проблематики в повестке научных исследований деятельности российских предпринимателей по исполнению профессиональной функции прекращения занятия предпринимательством. Публикация призвана углубить академические представления об особенностях участия субъектов предпринимательства в конкурентной гонке в процессе финализации присутствия в конкурентной среде. С опорой на функциональные взгляды на феномен предпринимательства, конструктивную теорию конкуренции, системные представления о внутрифирменном менеджменте автор исследует функциональные аспекты финализации участия в конкуренции, предпосылки и особенности менеджмента выхода сторон соперничества из конкурентной гонки, типовые признаки эффективной функциональной идентичности финалистов конкурентной гонки, стратегии и тактические операции финализации участия в конкуренции. Изучение этих феноменов формирует задачи исследования. Специальными объектами рассмотрения становятся стратегия выхода из состава полноценных участников конкурентной гонки, стратегия дружественного присоединения к более сильным соперникам, ключевые элементы операционного взаимодействия акторов конкурентной среды, в том числе противодействие наступательным инициативам соперников, намеренных принудительно вытеснить финалистов с полей конкуренции, воздействие на соперников, в том числе на сильных интеграторов, обеспечение невмешательства других соперников в процесс выхода из конкурентной гонки, комбинирование различных конкурентных действий в ходе финализации присутствия в конкурентной среде. Исследуются тактические операции полного и частичного выхода из конкурентной гонки, тактическая операция присоединения к сильному интегратору. Изучается поведенческая мотивация слабых интеграторов. Подробно анализируются элементы функционала операторов деятельности, направленной на успешную финализацию участия субъектов предпринимательства в конкурентной гонке. Продолжение... |
|
Статья посвящена исследованию особенностей конкуренции в отечественной ракетно-космической отрасли. Обращено особое внимание на разнонаправленный характер проявлений конкуренции в высокотехнологических отраслях, в частности ракетно-космической сфере. Отмечается, что конкуренция в областях стратегического назначения во многом нецелесообразна при получении финального продукта, однако на этапе предпроектного аванпроектирования способна стимулировать принятие наиболее эффективных решений. Анализируется также специфика отечественной ракетно-космической отрасли. На основе анализа отечественного ракетно-космического рынка приводятся суждения о доминирующей корпоративной структуре, когда функции основного заказчика и потребителя выполняет государство. Отмечается, что ракетно-космическая промышленность – одна из тех отраслей национальной экономико-производственной системы, которая вносит весомый вклад в обеспечение национальной безопасности, поэтому гораздо более важной является не столько конкуренция между российскими производителями, сколько конкурентоспособность всей отрасли в масштабах глобального рынка. Представлена характеристика производственных связей между предприятиями отрасли. Отмечены проблемы развития отрасли. Кооперация в ракетно-космической отрасли позволяет нейтрализовать многие барьеры и риски и обеспечить высокую динамику инновационного развития в условиях внешних ограничений. Сделан вывод о необходимости и перспективах наращивания кооперативных связей межотраслевого характера. Отмечено также, что потенциал межотраслевой кооперации – сотрудничества между предприятиями ракетно-космической сферы и «наземными» отраслями народного хозяйства – раскрыт не в полной мере. Продолжение... |
|
№ 1(103)
28 февраля 2025 года
Рубрика: Отраслевая конкуренция Авторы: Глазкова А. С., Рожков В. В., Тутов С. В. |
Статья посвящена исследованию механизмов формирования конкурентоспособного кадрового потенциала на предприятиях химической промышленности с помощью системы целевого обучения. Возрастающая потребность в квалифицированных специалистах на предприятиях отрасли свидетельствует о необходимости применения эффективных методов подбора персонала. В статье обосновывается необходимость совершенствования существующей системы целевого обучения на основе анализа статистических данных за 2020–2024 гг., демонстрирующих ее низкую эффективность. Авторами проведен комплексный анализ, состоящий из статистической обработки данных по приему на целевое обучение в образовательные организации высшего образования за 2019–2024 гг., а также системного анализа нормативно-правовой базы и существующих исследований авторов по данной тематике. В частности, был рассмотрен процесс реализации подхода целевого обучения специалистов для предприятий химической промышленности, в результате чего выявлены проблемы, мешающие его эффективной реализации. В соответствии с вышесказанным рассмотрение возможных путей повышения результативности системы целевого обучения является актуальной научной и практической задачей. Новизна исследования заключается в разработке механизма организации многоэтапного взаимодействия между химическими предприятиями и потенциальными сотрудниками с учетом экологических аспектов условий труда и проживания. В результате исследования предложен механизм целевого обучения, предусматривающий создание научно-производственных центров при вузах как связующего звена образовательных учреждений с предприятиями. Продолжение... |
№ 1(103)
28 февраля 2025 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Авторы: Князева И. В., Шкулова Е. А. |
В рамках публикации авторами статьи определена категория «коммерческая политика» и ассоциируемый с ней понятийный аппарат, обобщены основные требования законодательства и рекомендации Федеральной антимонопольной службы России по разработке и реализации коммерческих политик компаний, действующих на рынках фармацевтических препаратов и медицинских изделий, в том числе имеющих доминирующее положение. Представлен комплекс разъяснений нормативно-правового поля, правоприменительная практика в отношении производителей лекарственных препаратов, систематизированы и выделены наиболее значимые положения Рекомендаций Федеральной антимонопольной службы и Кодекса участников фармацевтического рынка. На основании проведенного исследования, включающего аудит регламентирующих документов фармацевтических компаний, систематизацию данных о применяемых критериях отбора и оценки контрагентов, предложены экономически обоснованные рекомендации по иерархии требований, применяемых к контрагентам на рынке фармацевтических препаратов и медицинских изделий. Разработана и апробирована методология оценки потенциальных партнеров и действующих контрагентов, которая обеспечивает недискриминационный доступ участников на рынок, прозрачность и легитимность процедуры принятия решения о заключении или прекращении действия договоров поставки. Проведенный структурно-динамический анализ стимулирующих выплат позволил определить подходы к формированию справедливой и конкурентной системы скидок и стимулирующих инструментов. Продолжение... |