Исследование проведено на основе крымского региона, на примере туристической индустрии, поскольку данная территориальная область является важной и востребованной туристической дестинацией России. Предмет исследования – методы и подходы к оценке ресурсного потенциала отрасли в регионе и их влияние на создание и реализацию конкурентных преимуществ. Объектом исследования является ресурсный потенциал отрасли в регионе и механизмы его оценки и использования. Цель исследования – провести анализ методологических подходов к оценке ресурсного потенциала отрасли в регионе с акцентом на выявление и развитие конкурентных преимуществ. Использованы методы многокритериального анализа и принятия многокритериальных решений, а также экспертный. С позиции дальнейшего создания оптимальной стратегии конкурентных преимуществ региона унифицирован концепт и определены свойства понятия «ресурсный потенциал туризма в регионе», а также объяснена корреляция ресурсного потенциала туризма в регионе, туристической аттрактивности и региональной туристической дестинации. На основании данного концепта представлены применяемые в практике конкурентного опережения отечественные методики его оценивания и их сравнительные характеристики. Выявлено, что инвентаризация и совокупность показателей, отражающих конкурентные преимущества состояния и использования туристической инфраструктуры и ресурсного потенциала регионального туризма, приводят к возможности оценивания этого потенциала в аспекте конкуренции. Для улучшения управления развитием ресурсного потенциала отрасли в регионе, развития туристической инфраструктуры и минимизации конкуренции между местными и соседними муниципальными образованиями необходимо поощрять компании к совместной работе с региональными администрациями. Это позволит создать синергию и привлечь туристов, заинтересованных в посещении соседних регионов. Полученные выводы и предложения можно использовать на практике для выработки комплекса конкретных рекомендаций и плана развития туристических дестинаций на основе повышения эффективности использования ресурсного потенциала туризма в регионе. Теория вопроса предлагает дальнейшие разработки в данной области знаний для развития теории конкурентных преимуществ в дифференцированной оценке ресурсного потенциала отрасли в регионе.
Ключевые слова
регион, ресурсный потенциал, дестинация, туристическая индустрия, конкурентные преимущества, методологические подходы, методы оценки