В статье, состоявшейся по итогам исследования актуальной российской экономической, корпоративно-управленческой и судебной правоприменительной практики, анализируется негативное влияние корпоративной конфликтности на развитие бизнеса, его социальный и репутационный ресурс. Базируясь на анализе конкретных кейсов, автор показывает, что отечественный корпоративный конфликт разрушает бизнес или дестабилизирует деятельность компании. Корпоративный конфликт обладает свойством порождать новые корпоративные конфликты и содержит «взрывной материал», детонация которого при определенных условиях разрушает семейные и иные личные связи. Также корпоративный конфликт побуждает слабую его сторону энергично использовать потенциал административного права против целевой (базовой) компании и ее основных бенефициаров, тем самым расширяя плацдарм «боевых действий». В статье обоснованы выводы о том, что масштабный корпоративный конфликт ведущих участников компании, состязающихся за обретение акционерного контроля, чреват возникновением и развитием рисков для миноритарных партнеров, непосредственно не участвующих в конфликте. Автор считает, что определенные корпоративные конфликты в недрах российской компании, осуществляющей свою деятельность за рубежом, могут стать основанием для применения к ней тех или иных санкций по законам стран, обращенных к экстерриториальному применению. Длительные корпоративные антагонизмы дестабилизируют социально-психологическую атмосферу в трудовых коллективах компаний, ставших для них основной площадкой, и могут стать почвой и причиной панических настроений топ-менеджеров и ведущих специалистов, способствуя тем самым снижению эффективности работы персонала; макросоциальный, в том числе макроэкономический и «негативный», эффект корпоративной конфликтности неизбежен. Продолжение... |
|
№ 3(87)
30 июня 2022 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Леднев М. В., Казарян А. А. |
В настоящее время высшим учебным заведениям очень важно оценивать актуальные потребности потенциальных абитуриентов, предугадывать их запросы. В связи с этим важным становится развитие новых направлений образовательных услуг. Одним из подобных направлений является предпринимательское образование. Помимо высших учебных заведений, предпринимательским образованием занимаются и другие игроки этого рынка. Так, на рынке появились учебные заведения различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг, что создает между ними конкуренцию. Отдельный сегмент данного рынка представлен корпоративным предпринимательским образованием. В статье рассматривается сфера предпринимательского образования, его формы и применяемые высшими учебными заведениями образовательные программы, определяются проблемы и тенденции развития данного вида образования в РФ. Проводится сравнительный анализ предпринимательского образования в различных вузах с учетом мирового опыта, детально рассматривается сочетание учебных дисциплин, соотношение теоретических знаний и практических занятий. Оценивается влияние разных подходов к обучению на эффективность восприятия информации и усвоения материала. Выделяются факторы конкурентоспособности на рынке предпринимательского образования, связанные с учебным процессом и профессорско- преподавательским составом, которые рассматриваются подробно и позволяют учебным заведениям управлять своей конкурентной позицией на рынке услуг предпринимательского образования. Предлагается новый подход к оценке эффективности освоения образовательных программ в области предпринимательского образования, который основан на оценке эффективности усвоения знаний, умений, навыков по каждой дисциплине образовательный программы, а также на соотношении выпускников программы, которые в итоге смогли успешно реализовать себя в предпринимательской деятельности. Продолжение... |
№ 3(87)
30 июня 2022 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Ушакова Е. В., Сычева Е. О. |
Статья посвящена рассмотрению интерактивных форм организации учебных занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» как части профессионально ориентированного обучения студентов по направлению «Предпринимательство». Обосновывается необходимость использования деятельностного подхода, предполагающего учет коммуникативных потребностей обучающихся и специфику их будущей профессиональной деятельности. Проанализированы основные трудности, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели в процессе освоения и преподавания дисциплины. Утверждается, что условием эффективного формирования коммуникативной компетенции во всех ее аспектах является практико-ориентированный подход к организации занятий, способный мотивировать студентов к изучению курса. В статье рассматривается практика использования на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» интерактивных форм обучения. Представлены разработанные авторами задания, обозначены цели и этапы проведения кейсов и дидактических игр, направленных на развитие коммуникативных способностей. Проведен анализ использования интерактивных форм учебных занятий, выявлено, что они помогают студентам не только овладеть культурой речи, но и содействуют развитию навыков командного взаимодействия, способствуют преодолению разрыва между теоретическими знаниями и реальными коммуникативными ситуациями, стимулируют творческую и познавательную активность, а также повышают мотивацию к изучению культуры речи. При этом коммуникативные навыки, нормы речи усваиваются не изолированно, а в контексте определенных ситуаций делового общения, имеющих важное значение для будущей профессиональной деятельности предпринимателя. Намечены перспективы дальнейшего исследования – разработка технологий обучения, способствующих формированию устойчивого интереса студентов к дисциплине и, как следствие, успешному овладению навыками деловой коммуникации в устной и письменной формах. Продолжение... |
Целью данной статьи является сопоставление отдельных теоретических концепций, развивающихся сегодня в поле конкурентного менеджмента: стратегической теории В. Л. Квинта и конструктивной теории конкуренции Ю. Б. Рубина с концепцией конкурентного преимущества, рассмотренной М. Портером. В рамках научной дискуссии авторы отвечают на вопросы о месте конкурентного преимущества в системе стратегического менеджмента, о сущности конкурентного преимущества, об устойчивости конкурентного преимущества. Для этого мы обозреваем и анализируем системы взглядов вышеуказанных ученых в процитированных источниках. Разные подходы к пониманию и использованию термина «конкурентное преимущество» рассматриваются в работе как разные исследовательские программы, противоречие которых друг другу не требует отказа от более старой концепции. По своей сути конкурентное преимущество понимается как содержание стратегического решения, стратегическая задача, система ее реализации и проявление ее в результатах конкурентной деятельности. В работе выделяется два разных направления управления конкурентным преимуществом: создание/формирование (позитивная сторона) и охрана/защита/обеспечение устойчивости (негативная сторона) конкурентного преимущества. Позитивной стороной конкурентного преимущества можно назвать инструментарий цепочки ценности М. Портера и концепцию преходящего преимущества Р. Макграт. Негативной стороной конкурентного преимущества можно считать отдельные типы экономических рвов. На вопрос устойчивости конкурентного преимущества по- разному отвечают идеи экономического рва и преходящего преимущества. В работе обоснован вывод о том, что и в теории стратегической архитектуры (Квинт), и в конструктивной теории конкуренции (Рубин) термин «конкурентное преимущество» используется в совершенно разных значениях, являющихся сложными интерпретациями оригинального смысла. Продолжение... |
|
№ 2(86)
29 апреля 2022 года
Рубрика: Конкуренция на отраслевых рынках Авторы: Алексахин А. Н., Дорофеев О. В., Зубанова А. Е., Рябинина Н. И., Трубин А. Е. |
Актуальность исследования формирования конкурентной среды на рынке платежных систем обусловлена сложившейся к настоящему времени олигополией иностранных платежных систем. Повседневная экономическая жизнь общества напрямую связана с использованием денег и определяется необходимостью рассмотрения вопросов использования платежных систем на территории Российской Федерации в целом и оценки уровня и проблем их развития в период цифровой трансформации. Цель исследования – провести оценку российского рынка платежных систем, которые могут составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Основная задача состоит в исследовании применяемых на российском рынке платежных систем и разработке рекомендаций по продвижению национальной платежной системы «Мир» как альтернативной платежной системы Visa и Mastercard. В ходе исследования были использованы общенаучные методы (анализ и синтез, сравнение) и специальные методы (статистико-экономический анализ). В статье проанализированы бизнес-модели электронных платежных систем и устройство денежных потоков при безналичной оплате. Рассмотрены три варианта осуществления транзакций: иностранными картами Visa и Mastercard, российской картой «Мир» и с помощью Системы быстрых платежей (СБП). Проанализированы преимущества и недостатки платежной карты «Мир» в сравнении с картами Visa и Masterсard. Исследовано значение национальных цифровых валют и их взаимосвязь с платежными системами. В качестве результатов исследования были выявлены методы борьбы отечественных маркетплейсов с олигополией зарубежных платежных систем. На основе проведенного конкурентного анализа российской карты «Мир» предложены меры по совершенствованию развития российских платежных систем в целом с целью их популяризации среди экономических агентов РФ. Продолжение... |
№ 2(86)
29 апреля 2022 года
Рубрика: Конкуренция на отраслевых рынках Авторы: Курдин А. А., Коломиец А. Р. |
Одним из основных направлений конкурентной политики на российских рынках энергоносителей является развитие биржевой торговли. Она действительно имеет ряд проконкурентных эффектов, связанных со снижением рыночных трансакционных издержек и с затруднением манипулирования ценами. Эти эффекты, в свою очередь, способствуют менее болезненному преодолению экономических шоков и дисбалансов, что приобретает особую важность на фоне кризисных обстоятельств 2020 и 2022 годов. Однако биржевая торговля сопряжена с рисками и ограничениями, в частности при недостатке ликвидности, избыточной концентрации или злоупотреблении доминирующим положением в условиях слабого регулирования. В работе проводится эмпирический анализ структурных и ценовых характеристик биржевых рынков газа и дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Показано, что на рынках газа избыточная концентрация негативно сказывается на стабильности цен и ликвидности биржевых торгов – развитие данного сегмента торгов требует более активного вовлечения независимых поставщиков. В то же время это вовлечение должно осуществляться не директивными мерами, а расширением возможностей, предоставляемых биржей. На рынках дизельного топлива зависимость является более сложной – требуется продолжать политику поддержки необходимого объема ликвидности при одновременном повышении привлекательности условий торговли для различных групп участников рынка. Таким образом, механизмы развития биржевой политики могут зависеть от конкретного рынка и меняться по мере его эволюции. В то же время предлагается избегать дискреционных антикризисных мер, повышающих неопределенность на энергетических биржах и снижающих стимулы к их развитию. Продолжение... |