№ 5(89)
31 октября 2022 года
Рубрика: Практика предпринимательства в конкурентной среде Авторы: Гумеров Э. А., Жукова Е. Е. |
Промышленный Интернет вещей необратимо трансформирует экономику. Новые стратегические возможности, извлекаемые из генерируемых с высокой скоростью потоков больших данных промышленного Интернета вещей, меняют границы отраслей, создают возможности для новых стратегически решений, в том числе и в маркетинге. Представляет интерес применение технологий промышленного Интернета вещей в маркетинге. Непрерывное взаимодействие устройств и программ, подключенных к интернету и управляемых собственными интеллектуальными системами, дает системе маркетинга возможность автоматически управлять эффективностью процессов маркетинга, повышает устойчивость системы, предупреждает о возможных угрозах со стороны интернета или о новых возможностях для системы. Целью статьи является совершенствование IIoT системы маркетинга предприятия с помощью системного анализа положительных синергетических взаимодействий ее подсистем, определения обратных связей подсистем, увеличения функциональности системы. В системе организации маркетинговой деятельности возникает синергетический эффект от взаимодействия подсистем, связанный с интенсивным информационным обменом между распределенными устройствами и бизнес- объектами промышленного Интернета вещей, каждый из которых самостоятельно управляет своей областью, определяемой его компетенциями. В процессе работы были решены задачи исследования вклада в эффективность маркетинга функциональных подсистем: информационно-технологической, интеллектуальной, интернет-маркетинга и подсистемы информационной безопасности. В качестве метода исследования был применен классический системный анализ. Научная новизна работы заключена в системном анализе эффективности маркетинга на основе промышленного Интернета вещей. Определены условия, при которых маркетинг наиболее эффективен. Практическая значимость работы состоит в том, что предложена основа для разработки эффективной системы маркетинга, базирующейся на промышленном Интернете вещей. Продолжение... |
---|---|
№ 5(89)
31 октября 2022 года
Рубрика: Практика предпринимательства в конкурентной среде Автор статьи: Осипенко О. В. |
В статье по итогам исследования актуальной судебной правоприменительной практики изучается феномен корпоративного конфликта. Автор сравнивает базовые подходы к определению понятия и выделяет квалифицирующие признаки корпоративного конфликта. Выделяет ключевой (родовое понятие), существенные (субъекты и отношения) и значимые (интересы) элементы дефиниции корпоративного конфликта. Эксплуатация данной конструкции в сфере корпоративного управления, подготовке к судебным процессам, собственно участии в арбитражных разбирательствах и производстве по административным делам сопряжена с определенными проблемами прикладного характерна, связанными с отсутствием определения данного понятия не только в тексте закона, но и в обобщающих документах высшей судебной инстанции страны, содержательным несоответствием критериев указанного института, предложенных судебной практикой и стартовым (легальным) определением корпоративного конфликта, разнопорядковости критериев, предоставляющих, по мнению автора, избыточно широкий фарватер для ситуативно-оценочных суждений в процессе оценки доказательств заинтересованных сторон корпоративных дискуссий, административных разбирательств и судебных споров. Автор подчеркивает открытость и интенсивность корпоративного конфликта как квалифицирующие признаки его определения и приходит к выводу, что корпоративным конфликтом не может считаться просто разногласие сторон, но только активное противостояние или спор сторон. Автор отделяет корпоративный конфликт от других видов конфликтов – операционного, организационного, межличностного и юридического. В работе описаны типы возможных участников корпоративного конфликта. Обращаясь к конкретным примерам из сферы отечественной арбитражной практики, автор большое внимание уделяется самому обществу и стейкхолдерам как самостоятельным субъектам корпоративного конфликта. Он подчеркивает неопределенность и неоднозначность некоторых терминов, квалифицирующих корпоративный конфликт, таких как «цели», «интересы», «мотивы». В работе раскрывается мотивационная, причинная сторона корпоративного конфликта, рассматривается многообразие интересов сторон, являющихся предметом корпоративного конфликта. Продолжение... |
Экономическая сфера жизни общества в США представляет собой высококонкурентную среду, в рамках которой происходит столкновение различных групп интересов, стремящихся оказать воздействие на принятие политических решений с целью обеспечения для себя наиболее благоприятных условий ведения бизнеса. Целью исследования является рассмотрение лоббирования как инструмента конкурентной борьбы различных сфер бизнеса в США. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать особенности экономической сферы жизни общества США как конкурентной среды; рассмотреть правовые основы регулирования лоббистской деятельности в США; определить методы лоббирования; проанализировать общую структуру расходов на лоббирование в США и определить в ней долю расходов бизнеса, его отдельных секторов; определить место двух ведущих политических партий США – Демократической и Республиканской – в процессе лоббирования интересов различных секторов бизнеса и причины, обусловливающие такое различие. Исследование охватывает период избирательного цикла 2020 г. в США. Проблема лоббирования интересов секторов бизнеса рассматривается на примере конкурентной борьбы между Дональдом Трампом и Джо Байденом на выборах Президента США 2020 г. Работа основана на диалектическом методе исследования. По результатам исследования автор приходит к выводу, что США в структуре лоббистской деятельности лоббирование интересов бизнеса многократно преобладает над лоббированием интересов некоммерческого сектора. Лоббистская деятельность является формой ведения конкурентной борьбы, одним из способов осуществления конкурентных действий, инструментом конкурентной борьбы различных сфер бизнеса за установление наиболее благоприятных условий для своего сектора. По итогам президентских выборов 2020 г. победу одержал сектор связи и электроники в лице его ключевого лоббиста кандидата от Демократической партии Джо Байдена. В ходе избирательной кампании и Трамп, и Байден использовали маркетинговый подход, «продавали» свой «политический продукт», выражавший интересы определенных секторов бизнеса, определенным группам избирателей, потребительские предпочтения которых позволяли бы «реализовать» им данный «продукт». Межотраслевая конкуренция различных секторов бизнеса гармонично встраивалась в политическую конкуренцию двух ведущих политических партий США. Продолжение... |
|
Пандемия, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), не только привела к экономическому застою, закрытию границ и серьезному сокращению трансграничной деятельности, но и фактически парализовала международные торговые связи. Кроме того, пандемия наглядно показала, что мировая торговая система была явно не готова к такому глобальному кризису. Если к концу 2021 – началу 2022 г. наметились отдельные положительные тенденции, то крайне обострившаяся международная геополитическая обстановка (из-за проводимой Российской Федерацией специальной военной операции на Украине) оказала существенное влияние на мировую торговлю и внешнеэкономическую деятельность государств, в том числе и России. Цель исследования: анализ последствий пандемии COVID-19 и внешнеэкономических санкций на внешнеторговую деятельность России, определение их вероятных последствий для отечественной экономики. Задачи исследования сводятся к выявлению тенденций и трендов развития мировой торговли и внешнеторговой деятельности России за последнее десятилетие, проведению анализа основных факторов, определяющих особенности ее развития в настоящее время. Методы исследования: диалектический метод, анализ, сравнительный анализ, графический и табличный методы. Результаты исследования: выделены главные факторы воздействия на международную и внешнюю торговлю России (пандемия, рост протекционистских внешнеторговых ограничений и санкций, цифровизация экономики, развитие новых производственных технологий). Сделан вывод о том, что несоблюдение правил свободы и либерализации ведет к развалу международной торговой системы и развитию процессов регионализации. Продолжение... |
|
Появление в некоторых отраслях сетевых ретейлеров и корпоративных ассоциативных структур, ставших крупнейшими покупателями или инициаторами рыночных процессов, стало формировать со стороны покупателя рыночную власть или переговорную силу покупателя, что стало объектом более широкого исследования, подтвердившего свою актуальность. Реализация переговорной силы со стороны потребителя не всегда проявляется в системе экономических взаимодействий как действие, нарушающее конкуренцию, и отождествляется как механизм бизнес-стратегий или форма реализации маркетинговых конкурентных практик. Существуют типы рынков и рыночных ситуаций, в которых данный феномен является по сути центральным звеном сделки, регулирующий цены, объемы, условия контракта и распределения блага. Цель исследования – рассмотреть феномен переговорной силы, так как последствия ее проявлений формируют долгосрочные потери как для продавца, так и для рынка в целом. Для реализации поставленной цели необходимо решение нескольких задач: провести теоретический анализ понятия «переговорная сила», определить отличие переговорной силы от рыночной власти и выделить факторы, влияющие на становление и развитие переговорной силы. В данной статье уделено внимание исследованию эволюции теоретической мысли в области раскрытия феномена переговорной силы. Зарубежные источники дают некоторое понимание предмета переговорной силы, однако вопрос о факторах, исследовательских школах и индикаторах оценки до сих пор остается открытым. В статье на основе имеющегося библиографического контента представлен комплексный анализ категории «переговорная сила» в различных условиях взаимодействия агентов, сложившихся научных направлений ее изучения. Систематизированные факторы, оказывающие влияние на переговорную силу, и векторы их воздействия отражают аккумулированное авторское мнение разных исследовательских взглядов. В статье отражены критериальные характеристики проявления переговорной силы на рынке. Понимание сути изучаемого феномена может быть полезно для расширения поля анализа рынка в случаях антимонопольных разбирательств, предотвращения антиконкурентных действий, формирования системы антимонопольного комплаенса и предупреждения антимонопольных рисков. Продолжение... |
|
№ 4(88)
31 августа 2022 года
Рубрика: Конкурентная среда Авторы: Трубин А. Е., Дорофеев О. В., Зубанова А. Е., Сороквашина Ю. С., Чантурия Г. Т. |
Актуальность исследования заключается в масштабном и прогрессирующем влиянии дефицита на рынке полупроводников на ключевые отрасли производства современной электроники. В настоящее время производство микрочипов показывает наибольшие темпы роста; сферу напрямую связывают с четвертой промышленной революцией, поэтому ведущие производители активно стремятся либо увеличить долю рынка, либо вовсе завоевать монополистическое лидерство. Как следствие, усиливается конкурентная борьба и между отдельными компаниями-производителями, и между странами. Цель исследования – определение степени влияния дефицита полупроводников на конечную стоимость товаров, основой которых являются микрочипы. Основной задачей является анализ причин дефицита микрочипов и его последствий. В статье проанализировано современное состояние рынка полупроводниковой промышленности, описаны ключевые игроки, производимая продукция по типам. Выстроена хронология событий, повлекших за собой дефицит микрочипов – основы любой современной электроники. В статье описаны основные пострадавшие отрасли от кризиса на рынке полупроводников, проанализированы последствия в количественном и качественном выражении. Сделаны выводы о глобальной роли майнинга криптовалют в прогрессирующем дефиците микрочипов. В ходе исследования были применены общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, а также специальные методы (статистико-экономический и эконометрический анализ). Построена модель парной линейной регрессии для выявления связи между курсом Биткоина и стоимостью популярных моделей видеокарт. В качестве результата исследования определена связь между стоимостью видеокарт как устройств, в комплектации которых используется крупная доля производимой полупроводниковой продукции, и Биткоина, спрос на добычу которого является одним из факторов, повлиявшим на кризис полупроводников, а также проанализирован биржевой индекс полупроводниковой индустрии. Продолжение... |