Цели статьи – актуализация, идентификация и структурирование конкурентной проблематики в повестке научных исследований стартаперской деятельности российских предпринимателей и развития теории стартапов, а также систематизация объектов менеджмента участия в конкуренции в период вхождения стартаперов в конкурентную гонку. С опорой на представления о предпринимательстве как о виде профессиональной деятельности и на концепцию менеджмента участия в конкуренции исследуются функциональные аспекты конкурентной деятельности предпринимателей-стартаперов. Специальными объектами рассмотрения становятся дебют предпринимателей в конкурентной гонке в процессе создания собственного дела, конкурентная среда стартапов новых бизнес-проектов, типовые признаки идентичности успешных дебютантов конкурентной гонки, стратегии дебюта в конкурентной гонке, тактические операции укоренения дебютантов конкурентной гонки. Вхождение стартаперов в конкурентную гонку трактуется как неотъемлемая составная часть исполнения предпринимателями профессиональной функции создания собственного дела и доведения его до состояния конкурентной устойчивости. Рассматриваются специфические черты стратегий дебюта в конкурентной гонке, нацеливающих субъектов предпринимательства на выполнение действий по вхождению в конкурентную среду на стадии стартапов новых бизнес-проектов, а также общего шаблона управления ими. Анализируются особенности типов операционного взаимодействия стартаперов с соперниками в многосторонней конкурентной среде, а также предпосылки воздействия на соперников, противодействия и содействия им, взаимного бездействия сторон соперничества. Обоснована необходимость включения участниками проекта «Стартап как диплом» конкурентного раздела в образовательные программы для формирования начинающими предпринимателями конкурентных компетенций в целях своей успешной профессионализации.
Ключевые слова
стартап нового бизнес-проекта, теория конкуренции, конкурентные действия, дебютанты конкурентной гонки, стратегии участия в конкуренции, тактические конкурентные операции, типы операционного взаимодействия в конкуренции, менеджмент участия в конкуренции, предпринимательское образование, программа «Стартап как диплом»