Цели статьи – актуализация, идентификация и структурирование управленческой и конкурентной проблематики в повестке научных исследований деятельности российских предпринимателей по исполнению профессиональной функции прекращения занятия предпринимательством. Публикация призвана углубить академические представления об особенностях участия субъектов предпринимательства в конкурентной гонке в процессе финализации присутствия в конкурентной среде. С опорой на функциональные взгляды на феномен предпринимательства, конструктивную теорию конкуренции, системные представления о внутрифирменном менеджменте автор исследует функциональные аспекты финализации участия в конкуренции, предпосылки и особенности менеджмента выхода сторон соперничества из конкурентной гонки, типовые признаки эффективной функциональной идентичности финалистов конкурентной гонки, стратегии и тактические операции финализации участия в конкуренции. Изучение этих феноменов формирует задачи исследования. Специальными объектами рассмотрения становятся стратегия выхода из состава полноценных участников конкурентной гонки, стратегия дружественного присоединения к более сильным соперникам, ключевые элементы операционного взаимодействия акторов конкурентной среды, в том числе противодействие наступательным инициативам соперников, намеренных принудительно вытеснить финалистов с полей конкуренции, воздействие на соперников, в том числе на сильных интеграторов, обеспечение невмешательства других соперников в процесс выхода из конкурентной гонки, комбинирование различных конкурентных действий в ходе финализации присутствия в конкурентной среде. Исследуются тактические операции полного и частичного выхода из конкурентной гонки, тактическая операция присоединения к сильному интегратору. Изучается поведенческая мотивация слабых интеграторов. Подробно анализируются элементы функционала операторов деятельности, направленной на успешную финализацию участия субъектов предпринимательства в конкурентной гонке.
Ключевые слова
конкуренция в предпринимательстве, конструктивная теория конкуренции, конкурентная среда, конкурентная гонка, участие в конкуренции, функциональная идентичность успешных финалистов конкурентной гонки, стратегии финализации участия в конкурентной гонке, тактические операции участия в конкурентной гонке, прекращение занятия предпринимательством