8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№3(27) Май-июнь 2011 года

Содержание номера:

Отраслевые рынки

Автор: М. Ботнарюк

В статье рассматривается деятельность морского транспортного узла и составляющих его компаний. Исследование данного вопроса осуществляется автором на основе процессного подхода, который объясняет работу узла и его компаний с позиции бизнес-процессов. На основании полученных результатов автор приходит к заключению о том, что в современных условиях актуализируется необходимость рассматривать морской транспортный узел как институт партнерских отношений, регулирующий производственные процессы его участников через межфирменное взаимодействие. Это повысит конкурентоспособность как узла, так и составляющих его компаний вследствие персонификации отношений с покупателями услуг, а также синергетического эффекта от партнерского взаимодействия. Ключевые слова: морской транспортный узел, конкурентоспособность, процессный подход, межфирменное взаимодействие, партнерские отношения.

«Ростик Групп» является диверсифицированной компанией, куда входят ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» (сетевые семейные рестораны полного обслуживания: «Иль Патио», «Планета Суши», «Американский Бар и Гриль», «Сибирская Корона», T.G.I. Friday’s, «1-2-3 кафе»), «Карлсон Туризм» (туристический бизнес), «КорпЭстейт» (недвижимость и логистика), «Плениа» (гипермаркеты здоровья); кроме того, «Ростик Групп» на протяжении пяти лет был партнером стратегического альянса «Ростик'с-KFC», созданного с международной ресторанной компанией Yum!Brands (США), в июле 2010 года «Ростик Групп» вышла из альянса, продав свою долю Yum!Brands. В интервью сделан акцент на сегментах российского рынка общественного питания, где компания добилась наибольших успехов, а именно на сегменте быстрого обслуживания (фастфуда) и сегменте домашних ресторанов. Ключевые слова: рынок общественного питания, конкурентное поведение, профессиональные компетенции, конкурентные позиции, конкурентное преимущество, стратегические риски.

Учебно-методические материалы

В продолжение одиннадцатой темы (см. «Современная конкуренция», №2 (26)) автором про¬анализирована проблема обеспечения разработки и реализации стратегии повышения кон¬курентоспособности организации. Внимание сосредоточено на правовом обеспечении, стан¬дартизации и методическом обеспечении, а также на ресурсном и информационном обес¬печении разработки и реализации указанной стратегии. Отдельно автор останавливается на CALS—информационной технологии интеграции всех процессов жизненного цикла изделий. Подробно описан механизм реализации стратегии повышения конкурентоспособности орга¬низации, в том числе его структура, принципы и методы организации процессов по реализации стратегии, кроме того, рассмотрен контроль, аудит и регулирование реализации стратегии.

Теория конкуренции

Автор: А. Коган

В статье раскрывается природа и содержание предпринимательского капиталистического духа и его влияние на становление и развитие капиталистической системы XX–XXI вв. Автор, опираясь на работу М. Вебера, выявляет религиозные, образовательные, социальные и генетические предпосылки феноменов предпринимательства и конкуренции, а также объясняет, каким образом дух капитализма сочленяет и гармонизирует противопоставленные экономические интересы субъектов капиталистической системы. В статье дается попытка соединить теорию М. Вебера о капиталистическом духе с базовыми представлениями экономического учения К. Маркса. Ключевые слова: капиталистический дух, протестантская этика, ментальность, марксистская теория, капиталистическая система, генетическая предрасположенность, рыночная конкуренция.

Автор: Г. Аветов

Конкуренция и предпринимательство являются одними из наиболее значимых вопросов в экономической науке. Анализ конкуренции с точки зрения влияния на нее этноконфессионального аспекта представляется одним из перспективных и актуальных направлений, основы которого были заложены классическими авторами, например Максом Вебером. В данной статье рассматриваются научные основания анализа представлений о конкуренции в этноконфессиональных концепциях предпринимательства, а также модели экономического поведения в рамках религиозных концепций. Ключевые слова: конкуренция, этноконфессиональный фактор, предпринимательство, религиозные системы.

Конкурентоспособность бизнеса

Автор: О. Щербаков

Инновационная деятельность в инвестиционной сфере является одной из наиболее сложных форм предпринимательства. В современной экономике для того, чтобы завоевать конкурентное преимущество в определенном сегменте рынка, необходимо грамотно реализовать инновационный проект, который не осуществить без инвестиций в него. Чтобы понять, как это сделать, нужно проанализировать особенности инновационного подхода в инвестировании. В статье описан инвестиционный процесс в инновации, который при тщательном анализе может в дальнейшем помочь осуществлению инновационного проекта. Ключевые слова: инвестиционная сфера, инновации, конкуренция, продукт, проект.

В статье предлагается методика оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающая эффективность использования ресурсов и наиболее полно отражающая предпринимательскую активность его руководства. Обоснована целесообразность практического применения методики определения эффективности маркетинговой деятельности предприятий, позволяющей учитывать множество факторов, влияющих на их доходы. Ключевые слова: конкурентоспособность, коэффициент конкурентоспособности, коэффициент эффективности маркетинговой деятельности.

Автор: В. Плещенко

Одним из способов получения производственным предприятием конкурентных преимуществ является снижение издержек, возможность которого во многом определяется построением отношений с поставщиками. В статье оцениваются преимущества и недостатки децентрализованной и централизованной моделей процесса закупок. Предлагаются меры по снижению влияния негативных факторов, оптимизации управления, направленные на повышение эффективности и прозрачности закупочной деятельности, что в конечном итоге способствует росту конкурентоспособности предприятия. Ключевые слова: управление закупками, децентрализованная модель, централизованная модель, тендерный комитет, конкурентоспособность, оптимизация издержек, эффективность.

На соискание учёной степени

Автор: М. Шуваев

В статье изложены методические рекомендации по интегральной оценке конкурентоспособности строительного предприятия. Предложена авторская классификация факторов конкурентоспособности строительного предприятия и изложена методика их расчета. Выявлена значимость факторов конкурентоспособности с помощью метода экспертных оценок. Разработан интегральный коэффициент конкурентоспособности строительных предприятий. Ключевые слова: конкурентоспособность, строительство, экономика, факторы конкурентоспособности, техническое перевооружение, маркетинг, инвестиции, инновации, ликвидность, рентабельность.

Рынок образовательных услуг

В статье раскрывается термин «конкуренция». Представлена классификация видов конкуренции в системе образовательных услуг. Обсуждаются виды недобросовестной конкуренции. Рассматривается «троянское обучение», отраженное в трудах А. Н. Поддьякова. Анализируются стратегии конкурентного поведения участников образовательного процесса, обнаруженные и описанные современными авторами. Ключевые слова: конкуренция (добросовестная, недобросовестная), закон о конкуренции, троянское обучение, образовательная среда, гендер, стратегии конкуренции, обучение.

Автор: С. Дондоков

В статье предлагается использовать в отношении вузов специальный термин «недобросовестное конкурентное поведение» для обозначения ряда стратегий, формирующих локальные относительные конкурентные преимущества за счет снижения издержек обеспечения качества образования, ограничения конкуренции на локальных рынках образовательных услуг и иным образом ориентирующих вуз на игнорирование социально-просветительской функции. Ключевые слова: недобросовестное конкурентное поведение вузов, рынок образовательных услуг, конкурентное преимущество, антимонопольное регулирование.

В статье исследованы основные особенности развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования. Конкретизированы такие направления конкуренции, как соперничество образовательных учреждений за бюджетное финансирование, внебюджетные средства, получаемые от оказания дополнительных платных образовательных услуг, за общественный статус и, как следствие, дополнительное финансирование за счет средств благотворительных фондов и спонсоров; соперничество в учительской среде; соперничество потребителей образовательных услуг за место в лучшей школе в условиях отсутствия дефицита мест в образовательных учреждениях. Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность образовательного учреждения.

Главный редактор