№ 4(88)
31 августа 2022 года
Рубрика: Цифровая трансформация бизнеса Авторы: Ахмедова Р. Р., Покаместов И. Е. |
Статья посвящена проблемам разработки конкурентных стратегий предприятий ресторанного бизнеса в условиях цифровой трансформации общества. Особое внимание уделено российскому опыту цифровизации ресторанов. Отечественные предприятия общественного питания в условиях рыночной турбулентности для выживания и развития вынуждены разрабатывать инновационные конкурентные стратегии, неотъемлемой составляющей которых является цифровизация бизнеса. Это обусловливает актуальность настоящего исследования. Цель работы – выявить особенности и специфику трансформации ресторанных услуг в условиях цифровизации. Основные задачи исследования: выявить наиболее востребованные цифровые технологические решения, используемые в сфере общественного питания; определить характер влияния этих решений на конкурентное поведение ресторанов. В качестве методологии данного исследования были выбраны сравнительный анализ, метод анализа и синтеза информации о ресторанном рынке, методы анализа научных публикаций, отчетов о маркетинговых исследованиях, статистических и экспертных данных. Результаты: выявлены особенности трансформации ресторанных услуг в условиях цифровизации; исследована специфика использования наиболее популярных в России в настоящее время конкурентных стратегий ресторанов (стратегия обособления специализированного бизнеса, стратегия сильного интегратора); выявлены наиболее важные типы цифровых систем, используемых предприятиями ресторанного бизнеса для автоматизации управления и учета, для организации взаимодействия с клиентами и для продвижения услуг на рынке; рассмотрен алгоритм анализа клиентского опыта в ресторанном бизнесе; предложены рекомендации по повышению эффективности использования цифровых технологий для укрепления конкурентных позиций ресторанов в условиях кризиса. Продолжение... |
---|---|
Рынок автомобильного топлива представляет высокий интерес для многих акторов. Целью данного исследования являются: комплексное выявление экологической целесообразности и существующих экономических проблем в распространении определенных видов автомобильного топлива; идентификация стейкхолдеров топливного перехода и их влияния на происходящие структурные изменения рынка. В исследовании использованы статистические данные о популярности транспортных средств и отдельных видов топлива, а также бухгалтерские и биржевые показатели автопроизводителей. Применены эконометрические методы, методы финансовой статистики; проведены анализ регулятивного воздействия и контент-анализ нормативных правовых актов. В ходе работы систематизированы потребительские, экологические и экономические характеристики различных видов автомобильного топлива. Показано, что распространенность отдельных видов топлива как в прошлом, так и в настоящее время объясняется в первую очередь не экологическими, а доминирующими экономическими интересами акторов. Выявлена сложность согласования интересов в топливной сфере и постепенное ограничение возможности оппортунистического воздействия на рынок коалиций интересов. Предложены направления корректировки экологических нормативов для транспорта, меры и инструменты повышения популярности отдельных видов альтернативного топлива и снижения эксплуатации личных автомобилей, при этом особенное внимание уделено специфике российского рынка. Новизною исследования стало определение экологической целесообразности, тенденций распространения и существующих проблем, связанных с автомобильным топливом, с учетом широкой ретроспективы, природно-климатических и социально-экономических особенностей стран. Теоретическая значимость заключается в выявлении роли экологических и экономических интересов в произошедших и происходящих топливных переходах. Практическую ценность имеют рекомендации по решению существующих экологических проблем и обеспечению топливного перехода в мире и России в частности. Продолжение... |
|
№ 4(88)
31 августа 2022 года
Рубрика: Отраслевые рынки Авторы: Угрюмов А. С., Барахас А., Костов Ф. И. |
Проблема конкурентного баланса в экономике спорта остается актуальной и широко обсуждаемой как в научной среде, так и среди представителей рынка спортивных услуг во всем мире. Этот вопрос широко рассматривается в мировой научной литературе. Вместе с тем исследования, посвященные оценке конкурентного баланса в ведущих спортивных лигах в России, практически отсутствуют. Основной целью данной статьи является заполнение пробела в исследованиях, посвященных анализу конкуренции в российских спортивных лигах. Задачи исследования, которые необходимы для достижения поставленной цели, заключаются в том, чтобы, основываясь на методиках оценки конкурентного баланса, дать характеристику применяемых топ-менеджментом Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) нововведений и выявить новые факторы, оказывающие влияние на уровень конкурентного баланса в хоккейных лигах. Исследование опирается на предыдущие работы, в которых исследуется наличие конкурентного баланса в ведущих спортивных лигах. В том числе в североамериканской Национальной хоккейной лиге (НХЛ), модель которой была использована при создании КХЛ и очень схожа по многим параметрам. Эта работа позволяет не только оценить эффективность решений, принимаемых лигой, но и изучить влияние инновационной политики КХЛ на организационные результаты с течением времени. В статье впервые рассмотрены вопросы влияния нововведений на конкурентный баланс в хоккейных лигах до их внедрения и после. Авторы делают выводы о том, что после внесения основных изменений в регламенте КХЛ уровень конкурентного баланса по всем показателям не изменился в лучшую сторону. Результатом исследования является тот факт, что известные и широко используемые в ведущих спортивных лигах инструменты регулирования конкурентного баланса не дали ожидаемого результата в одной из ведущих спортивных лиг России. Продолжение... |
Актуальность исследования обусловлена особой важностью корректного определения продуктовых границ трансграничных рынков Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в процессе антимонопольного регулирования. Ошибочное определение таких параметров приводит к неверному определению товара и, как следствие, к сужению или расширению сферы и географии его обращения, увеличению или размытию долей субъектов, осуществляющих деятельность на рынках, ложному уровню концентрации, а также искажению критериев разграничения компетенции ЕЭК и национальных органов в части злоупотребления доминирующим положением. Этот процесс может быть гораздо усложнен, когда речь идет о товарах, на которые распространяется действие технических регламентов, и в силу их специфики имеется значительное количество видов товаров, в целом схожих по одним показателям, но различающихся по другим. В этой связи в рамках исследования предпринята попытка оценить возможности применения отдельных методов эконометрического моделирования при установлении продуктовых границ трансграничных рынков «сложных» товаров на примере неэлектрических систем инициирования. Гипотеза исследования строится на следующих предположениях. Первое: технические регламенты и стандарты не только выступают в качестве барьеров входа на рынки, но и оказывают решающее влияние на определение рынка, в границах которого обращаются эквивалентные друг другу товары. Второе: при определении продуктовых границ рынков, функционирующих в системе технического регулирования, наряду с традиционными и нормативно закрепленными подходами могут быть использованы модели построения множественной регрессии и выявлена корреляция между стоимостью товара и его характеристиками; также могут быть использованы данные эмпирического анализа, позволяющего сегментировать товары по конкретным границам. Продолжение... |
|
№ 3(87)
30 июня 2022 года
Рубрика: Цифровое предпринимательство в конкурентной среде Автор статьи: Афонин П. А. |
Цифровизация бизнеса – это обновление бизнес-процессов с использованием современных технологий для ускорения производительности и повышения эффективности. Динамика количества публикаций на эту тему демонстрирует рост интереса к проблеме: так, c одной статьи, проиндексированной в базе данных Scopus в 2013 году, их количество в 2021 году увеличилось до 676. При этом оценка зависимости конкурентоспособности компании от цифровой трансформации бизнеса остается нишей в исследовательском поле – ряд ученых лишь обратили внимание на анализ цифровой конкурентоспособности компаний. В этой связи мы полагаем, что наше исследование может вызвать интерес научного сообщества. Цель статьи – доказать наличие зависимости между уровнем конкурентоспособности бизнеса и степенью его цифровой трансформации, а также определить пути стимулирования цифровой трансформации бизнеса. На основе корреляционного анализа автором изучена зависимость между уровнем цифровой конкурентоспособности стран мира и уровнем глобальной конкурентоспособности, сделаны выводы о существенном влиянии не только технологических, но и институциональных факторов на глобальную конкурентоспособность. На примере 63 исследуемых стран с применением регрессионного анализа определены решающие факторы цифровой конкурентоспособности, а именно факторы научной результативности, качества технологической инфраструктуры, гибкости бизнеса и интеграции ИТ в социальные и бизнес- процессы. Определен механизм повышения гибкости бизнеса в трех областях совершенствования: стратегической, организационной и операционной. Стратегическая гибкость бизнеса имеет решающее значение для создания коммерчески жизнеспособного бизнеса, организационная гибкость нацелена на оптимизацию бизнес-процессов с целью ускорения адаптации бизнеса к новым вызовам рынка, операционная гибкость подразумевает способность быстро и качественно добиться измеримых результатов. Автор обосновывает то, что воспользоваться этими преимуществами топ-менеджеры могут, обратившись к информационным технологиям как к главному инструменту для достижения гибкости бизнеса, и предлагает алгоритм обеспечения гибкости бизнеса путем модернизации ИТ- архитектуры. Продолжение... |
№ 3(87)
30 июня 2022 года
Рубрика: Цифровое предпринимательство в конкурентной среде Авторы: Разомасова Е. А., Аверьянова Т. А. |
Интенсивность изменений на рынке потребительских услуг характеризуется увеличением количества взаимовыгодного сотрудничества экономических агентов на основе роста трансакций с использованием мобильных устройств и информационных продуктов. При этом достигается рост удовлетворенности интересов потребителей и производителей услуг за счет увеличения возможности выбора и интенсивности электронных продаж. В статье представлено авторское видение роли рынка мобильных приложений в сфере потребительских услуг, проведена оценка его достоинств и недостатков. Когда меняется концепция логистики в сфере потребительских услуг, для предпринимателей важен выбор мобильного приложения, как и выстраивание коммуникаций с потребителями в зависимости от определенной платформы, приложений, девайсов и других аспектов цифровой среды. На основе сравнительного и контент-анализа впервые освещаются новые формы логистики услуг, возможности продвижения услуг от производителя к потребителю с использованием различных типов мобильных приложений, что может способствовать обеспечению конкурентных преимуществ в условиях цифровизации бизнеса в сфере потребительских услуг. Используя метод наблюдения, предметом которого являлась коммуникационная модель PESO, выявлены изменения в четырех ее коммуникационных каналах за счет применения интернет- платформ, информационных и digital-технологий. Особые преобразования зафиксированы при использовании «канала владельца» (оwned media), что объясняется современными возможностями цифровых рынков. Так, при взаимодействии экономических агентов и потребителей используются сайты, мобильные версии сайтов, а в последнее время «каналом владельца» стали мобильные приложения. За счет этого расширяются возможности поиска, заказа продукции, скорость ее доставки и т. п. В заключение отметим, что конкурентные преимущества на рынке потребительских услуг, формирующиеся за счет использования различных возможностей, предоставляемых цифровыми рынками, отражены в таблице 1, перечень их довольно обширен. Продолжение... |