В статье предлагается использование обучающего инструмента деловой игры в учебном процессе, направленном на формирование полной системы профессиональных предпринимательских компетенций. Статья имеет цель расширить возможности обучения в ограниченных условиях занятий в классе путем создания учебной ситуации, максимально близкой к реалиям современной практики деловых отношений. Для достижения этой цели автор поставил задачу использовать инструменты деловой игры применительно к развитию навыков конкуренции и конкурентных отношений. В качестве основного сценария деловой игры автор создает модель ситуации конкурса с участием стороны покупателя и нескольких участников-претендентов, конкурирующих за победу в имитации конкурсной закупки. Предлагаемая деловая игра строится на основе типовых реальных конкурсных ситуаций в пространстве множества В2В-операций, что подтверждает актуальность выбранного метода обучения. Статья содержит описание базового сценария и подробного регламента игры. Каждой из групп-участников игры предлагается свой пакет документов исходной информации, на основе которой участники должны построить свою тактику переговоров и генерации предложения конкурсной комиссии. В статье обосновывается, что для победы в конкурсе участникам необходимо учитывать как профессиональные, так и личные отношения лиц, участвующих в принятии решения. Автор обращает внимание на важность изучения учебной ситуации как полной системы отношений реальных компаний друг с другом. В статье показано, что важное практическое значение деловой игры состоит в заключительной сессии анализа действий участников игры – этапе «Разбор полетов». На основе анализа проведенных сессий деловых игр автор выделяет наиболее значимые результаты участия студентов в игре, их положительные впечатления и неожиданные собственные открытия. Использование предлагаемого метода будет полезным для образовательных организаций в качестве эффективного упражнения в рамках курсов, изучающих практику конкуренции систем профессионального и высшего образования. Продолжение... |
|
В работе продолжается обсуждение проблемы «Значимость тектологии А. А. Богданова для современной теории систем и ее приложений», поставленной в докладе Г. Б. Клейнера «Новый взгляд на социально-экономическое пространство: организационно-управленческая модель А. Богданова» на XXVI Международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении». Статья посвящена исследованию условий реализации «сознательно-товарищеских» начал организационно-управленческой модели А. Богданова. Обсуждаются трудности в реализации «сознательно-товарищеских» начал в современном обществе с многоукладной экономикой. Излагается модель системы, применимая для моделирования организационного управления любой степени общности в пространстве и во времени. Проекция пространственной модели на ось времени позволяет использовать прошлое для более полного анализа текущего состояния системы и предсказывать ее будущее. Подчеркивается, что в идее «сознательного сотрудничества» определяющим звеном является человек, его личностные качества. Обсуждаются препятствия в воспитании социально-ориентированной личности. Указывается на преобладание в человеке животного начала в критические периоды развития общества. Обсуждаются проблемы воспитания гармоничной личности и препятствующие этому факторы. К недостаткам отечественного воспитания относится некритичное заимствование текущих знаний мирового сообщества без учета их историзма, что влияет на потерю национальной идентичности и оригинальности национального развития. Другим недостатком является узкая специализация работников, не способствующая развитию сложносистемного мышления. Перечисляются условия возникновения товарищеских отношений в трудовом коллективе. Высказывается мнение об их невысокой зависимости от уклада экономики и конечности во времени. Продолжение... |
|
№ 4(94)
31 августа 2023 года
Рубрика: Практика предпринимательства в конкурентной среде Автор статьи: Леднев В. А. |
В статье анализируются различные направления развития предпринимательской деятельности в российской индустрии спорта, которые в конечном итоге формируют потенциальный спрос на обучение предпринимательству в разных сегментах. Индустрия спорта России сегодня показывает абсолютно разные успешные примеры развития предпринимательства применимо к сегментам индустрии, имея в виду профессиональный и массовый спорт, а также спортивно-оздоровительную индустрию. Анализ успешных практик предпринимательства в индустрии спорта дает возможность определить основные траектории возможных образовательных программ. Среди них можно выделить клубную деятельность, организацию спортивных событий и персональный менеджмент профессионального спортсмена. Каждая траектория развития связана с конкретными производителями продуктов и их потребителями. Основными продуктами индустрии спорта выступают спортивные события и спортивно-оздоровительные услуги. К производителям относятся профессиональные лиги и клубы, организаторы спортивных событий, фитнес-клубы. Среди потребителей можно выделить зрителей и болельщиков, партнеров и спонсоров, различные медиа и клиентов спортивно-оздоровительных и фитнес-клубов. Поэтому специфические профессиональные компетенции заметно отличаются, хотя есть и набор общих профессиональных компетенций. Разработка в будущем матрицы профессиональных компетенций поможет сделать эти программы обучения для предпринимателей очень востребованными. Продолжение... |
№ 4(94)
31 августа 2023 года
Рубрика: Практика предпринимательства в конкурентной среде Авторы: Золотарева В. П., Ивкова Е. А., Савина С. Д., Тятенко А. К. |
Важнейшей глобальной задачей является достижение устойчивого развития, что в экономической области связывают с переходом к новой, инновационной модели – модели циркулярной экономики. Во многих странах этот переход становится драйвером развития бизнеса и вызывает необходимость смены существующих конкурентных стратегий с учетом лучших мировых практик. В современных условиях резкой трансформации мировой и отечественной бизнес-среды и обострения конкуренции в мировой хозяйственной системе актуальность перехода к циркулярной экономике еще более возрастает. Статья посвящена рассмотрению циркулярных бизнес-моделей, получивших широкое распространение в практической деятельности отечественных и зарубежных компаний. Авторы обращают внимание на существование различных подходов к классификации циркулярных бизнес-моделей. Отмечено, что наиболее практико-ориентированной является классификация циркулярных бизнес-моделей ReSOLVE, предложенная McKinsey, поскольку она предлагает детальный план перехода к циркулярной экономике. Актуальность темы заключается в выявлении роли циркулярных бизнес-моделей как перспективного инструмента конкурентных стратегий. Авторами на реальных примерах применения циркулярных бизнес-моделей показаны возможности их использования в конкурентных стратегиях компаний. Отмечено, что отраслевые возможности внедрения и экономическая отдача от циркулярных бизнес-моделей различаются. Особое внимание авторы уделили бизнес-модели «виртуализация», которая с разной степенью эффективности может быть применена практически во всех отраслях. Проведенный анализ дает основание полагать, что многообещающие возможности рассмотренных циркулярных бизнес-моделей сопряжены также с существенными издержками переходного периода. Основный вывод состоит в повышении роли циркулярных бизнес-моделей в формировании современного бизнес-пространства. Продолжение... |
№ 4(94)
31 августа 2023 года
Рубрика: Практика предпринимательства в конкурентной среде Авторы: Леонов М. Е., Хабаров В. И. |
В условиях современных тенденций развития мировой экономики все более актуальным становится вопрос обеспечения эффективности и конкурентоспособности отечественной экономики. Целесообразно рассматривать примеры зарубежного и отечественного опыта использования проектного управления в качестве базовой парадигмы развития экономики. Наибольший интерес в настоящей статье проявлен к развитию государственно-частного партнерства в реализации национальных проектов и программ как инструменту обеспечения высокой конкурентоспособности государственного управления проектами. С учетом стратегии проектного развития экономики РФ проанализирована структура управления национальными проектами, а также сформулированы предложения по совершенствованию процессов обеспечения конкурентоспособности национальных проектов. В статье проведен сравнительный анализ различных форм управления в реализации национальных проектов, а также рассмотрен зарубежный опыт использования смешанных форм управления масштабными проектами. Цель исследования состоит в обосновании необходимости применения технологий проектного менеджмента при реализации национальных проектов и программ для обеспечения конкурентоспособности экономики РФ. Задачи исследования сводятся к сравнительному анализу использования технологий проектного менеджмента в качестве основного инструмента повышения конкурентоспособности национальных проектов и программ. Выявлены лучшие международные и отечественные практики использования различных форм управления при реализации национальных проектов и программ. Обоснована необходимость актуализации имеющегося законодательства, а также механизмов реализации национальных проектов. На основе сопоставления отечественного и зарубежного опыта использования проектных технологий в управлении национальными проектами сделаны предложения по совершенствованию механизма управления как инструмента повышения конкурентоспособности национальных проектов и программ. Продолжение... |
№ 4(94)
31 августа 2023 года
Рубрика: Практика предпринимательства в конкурентной среде Авторы: Андруник А. П., Афонин-Терзийски А. С. |
Статья посвящена вопросам совершенствования процесса управления организационным поведением персонала в сфере контакт-центров. Сложные постковидные экономические реалии, влияние геополитической напряженности на состояние рынка труда и, как следствие, изменение численности рабочей силы актуализируют нерешенные ранее проблемы, связанные с текучестью персонала. В статье дается краткий обзор истории изучения организационного поведения, концептуальных изменений в теории и практике управления организационным поведением, а также новых направлений управленческой деятельности; анализируются научные разработки отечественных и зарубежных ученых по проблеме текучести кадров; исследуется фактическое состояние контакт-центров (динамичность и качество персонала); обосновывается необходимость использования гуманистического принципа управления организационным поведением, разработки системы организационно-практических подходов решения проблемы удержания сотрудников и их соответствия техническим инновациям контакт-центров. В статье уделяется внимание новым методам подбора персонала, разрабатываемым представителями отечественного рекрутмента, цифровым технологиям при планировании, обучении и оценке персонала, развитию направления HR-аналитики. Статья имеет практическое значение, так как разработанный в ней комплекс рекомендаций, ориентированный как на текущий момент, так и на перспективу, включает предложения для выбора и реализации соответствующих механизмов совершенствования управления персоналом, приоритетом которого являются обучение, развитие, мотивация и удержание сотрудников. Использование этой статьи может помочь современным российским контакт-центрам оптимизировать деятельность персонала, а также способствовать разработке руководителями на практике новых психологических и конфликтологических подходов, снижению стрессовых ситуаций, сокращению монотонного труда и новых способов предупреждения предстоящего увольнения. Продолжение... |