Механизмы конкурентной политики в отдельных секторах экономики успешно срабатывают при условии использования сбалансированных инструментов защиты и сохранения стимулов к введению нового продукта или технологии на рынок. Однако сильные сетевые эффекты обусловливают присутствие небольшого числа производителей или даже единственного игрока, что сдерживает распространение альтернативных продуктов и способствует формированию единой товарной сети. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа состояния конкуренции на рынке программного обеспечения, меняющемся под воздействием сетевых эффектов. Цель данной обзорной статьи состоит в обосновании необходимости комплексного учета влияния сетевых эффектов, критической массы и стандартизации в качестве инструмента оптимизации оценки состояния конкуренции на двустороннем рынке программного обеспечения, в частности на рынке операционных систем. Объектом исследования являются операционные системы, предметом – влияние сетевых эффектов, критической массы и стандартизации на конкурентные процессы на рынке операционных систем. В ходе исследования выполнены следующие задачи: систематизация результатов теоретических исследований и подходов к эконометрическому моделированию сетевых внешних эффектов, выявление особенностей стратегий учета стандартов и установленной базы пользователей и продаж, ввод понятий операционной системы и программного обеспечения, выработка рекомендаций по учету явления сетевых эффектов с акцентом на процесс стандартизации в рамках осуществления конкурентной и промышленной политики. Анализ влияния исследуемых явлений показывает, что введение на законодательном уровне общепринятого определения сетевых эффектов, разграничение прямого и косвенного сетевого эффекта, рассмотрение данного явления в качестве барьера входа на рынок, а также сочетание теории сетевых эффектов с теорией установления стандартов может способствовать снижению вероятности допустить ошибки I и II рода в правоприменительной практике. Продолжение... |
|
№ 6(90)
30 декабря 2022 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Авторы: Шаститко А. Е., Павлова Н. С. |
Анализ состояния конкуренции на товарном рынке формально регламентируется приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», но в действительности механического следования нормам данного документа недостаточно, поскольку все этапы анализа – явно или неявно – опираются на определенную интерпретацию взаимоотношений и поведения ответчика, заявителя и иных затронутых лиц. Яркой иллюстрацией является ситуация с предоставлением услуг проводного интернета для арендаторов в торгово-развлекательных центрах. Актуальность изучения данного вопроса обеспечивается наличием антимонопольных дел, в которых рассматриваются различные аспекты соответствия условий оказания подобных услуг требованиям антимонопольного законодательства. Цель исследования – на примере рынков аренды помещений в торгово-развлекательных центрах (ТРЦ) и интернет-связи раскрыть, как интерпретация поведения компании обусловливает подходы к определению границ релевантных рынков. Для достижения поставленной цели представлены варианты интерпретации взаимоотношений и поведения интернет-провайдеров (операторов связи), собственников ТРЦ и арендаторов; раскрыты основания для предложенных интерпретаций; объяснены последствия применения альтернативных интерпретаций для выделения релевантных товарных рынков и их дальнейшего анализа в соответствии с требованиями законодательства; выделены ключевые вопросы для исследования, которые могут позволить соотнести альтернативные интерпретации между собой и выбрать ту, которая в наибольшей степени соответствует сути исследуемых экономических отношений. В результате показано, что в анализе нельзя игнорировать связь провайдеров связи, арендаторов как приобретателей услуг и собственников торговых центров. Возможны альтернативные интерпретации этой связи с точки зрения экономической сути данных отношений и релевантных теоретических концепций, но в любом случае ее экономическая природа должна быть изучена, в том числе для целей корректного применения норм законодательства для проведения оценки состояния конкуренции на затронутых товарных рынках. Продолжение... |
Настоящая работа подготовлена с целью восполнения пробела в теории публичного управления по результатам, связанного с недостаточностью эмпирических исследований по вопросу применимости теоретических концепций оценки результативности и эффективности органа власти к практической деятельности ФАС России. Для достижения обозначенной цели поставлены задачи: определить результаты и эффекты для экономики от деятельности антимонопольных органов, подлежащие оценке с позиций достижения целей и задач государственной конкурентной политики; исследовать технологии оценки результативности и эффективности, существующие в международной практике, на предмет их применимости к деятельности российских антимонопольных органов; дать оценку применяемой ФАС России технологии оценки эффективности деятельности ведомства с позиции ее соответствия целям и задачам государственной конкурентной политики; сформулировать предложения о формировании применимой в практической деятельности антимонопольных органов системы оценки как составляющей публичного управления по результатам. В статье особое внимание уделено теоретической концепции ошибок I и II рода, содержащей научные положения о неизбежности возникновения таких ошибок при осуществлении антимонопольного регулирования из-за оценочного характера правовых норм. В исследовании приведены результаты апробации данного теоретического подхода к оценке эффективности деятельности антимонопольного органа на примере анализа решений ведомственной апелляции ФАС России, осуществляемой ведомством в отношении своих территориальных органов. В ходе научного эксперимента выявлены факторы ошибок, проведено их разделение на ошибки I и II рода, определены системные проблемы, разрешение которых принципиально важно для антимонопольных органов. Проведен сравнительный анализ по квалификациям правонарушений, свидетельствующий о наибольшем числе ошибок I и II рода при вынесении решений по фактам антиконкурентных соглашений, признаваемых во всем мире наиболее тяжкими экономическими правонарушениями. В результате структурного анализа выявленных ошибок I и II рода сформулирован вывод об излишнем административном давлении на субъектов предпринимательства со стороны ведомства, свидетельствующем о создании самим антимонопольным органом условий, ограничивающих конкуренцию. Продолжение... |
|
№ 6(90)
30 декабря 2022 года
Рубрика: Конкурентоспособность бизнеса Авторы: Данилова О. В., Беляева И. Ю., Косорукова И. В. |
Экономическая стратегия и перспективы социально-экономического восстановления российских регионов во многом определяются приоритетами и последовательностью ключевых целей пространственного развития страны, современными тенденциями развития мировой экономики. Цель данной статьи заключается в анализе глобальной реструктуризации мировой экономики и разработке концепции формирования инновационных экосистем в российских регионах на основе создания новых центров экономического роста. Задачи, решаемые в рамках исследования, заключаются в установлении современных тенденций глобальных трансформаций и разработке предложений по формированию подходов и сценариев пространственного развития российских регионов. Новый этап мирового развития связан с перестройкой сложившейся системы экономических связей и экономических отношений, определяемой модификацией отношений собственности. Смена парадигмы позволяет рассматривать деятельность компаний не только с позиции экономической результативности, но и с позиции воздействия на природу и общество. Основными методами решения поставленных проблем были эмпирические методы сравнительного и структурного анализа, использование системного и сценарного подходов к региональному развитию с учетом ESG-повестки. В ходе исследования были проанализированы промышленные районы, входящие в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации. Результаты анализа позволили сделать вывод, что ESG-концепция создает дополнительные ограничения практически для всех отраслей российской промышленности. Это позволило определить стратегическую роль высокотехнологичных и наукоемких предприятий в исследуемых регионах как базовых структур развития для целевых отраслевых сегментов национальной экономики. Новизна работы заключается в предлагаемых мерах, которые позволят региональному, местному и корпоративному управлению адаптироваться к происходящим изменениям, скорректировать существующие модели и инструменты в соответствии с существующим опытом и традициями. Продолжение... |
№ 6(90)
30 декабря 2022 года
Рубрика: Конкурентоспособность бизнеса Авторы: Стенин А. А., Батищев А. В., Дорофеев О. В., Зайцев А. Г., Трубин А. Е. |
Актуальность исследования заключается в постоянно возрастающем уровне конкуренции в мировой экономике, которая обуславливает необходимость глобального пересмотра руководящим менеджментом организаций общих подходов к анализу взаимодействия с внешней средой. В настоящее время, несмотря на общий спад основных макроэкономических показателей мировой экономики, большинство организаций отмечают, что ощущают возрастающий уровень конкурентного давления, а это, наряду с повышенной турбулентностью мировой экономики, способно привести организацию к тяжелым финансовым последствиям вплоть до банкротства. С целью минимизации такого негативного влияния организации должны постоянно учитывать в процессе стратегического планирования своей деятельности влияние постоянно меняющейся внешней среды, для чего целесообразно проводить конкурентную разведку в качестве инструмента обеспечения стабильности функционирования организации. Цель исследования – определить основные экономические предпосылки для проведения конкурентной разведки в организации и проанализировать зависимость показателей деятельности организации вследствие внедрения практик проведения конкурентной разведки. Основной задачей является выработка рекомендаций по внедрению конкурентной разведки в организации. В статье особое внимание уделено анализу конъюнктуры мировой экономики в последние годы, дана характеристика системного подхода к менеджменту как элемента, позволяющего в полной мере выстраивать деятельность организации в зависимость от влияния внешней среды, сделаны выводы об основных проблемах внедрения практики проведения конкурентной разведки на современном этапе. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция и индукция. В качестве результата исследования продемонстрирован вклад конкурентной разведки как отдельной функции в общие показатели деятельности организации, даны рекомендации по усовершенствованию внедрения конкурентной разведки для повышения результативности. Продолжение... |
№ 6(90)
30 декабря 2022 года
Рубрика: Отраслевые рынки Авторы: Склюев А. М., Мусатова И. В., Попова О. В., Хабаров В. И. |
Электронная промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мировой экономике и ускоряет темпы развития смежных отраслей промышленности. Различные виды внешних торгово-экономических санкций со стороны западных стран и усиление политики импортозамещения в российской экономике требуют пересмотра векторов развития предприятий электронной промышленности. Уход с российского рынка сбыта некоторых зарубежных компаний одновременно дает возможность увеличения спроса на отечественную продукцию и увеличивает требования к разработке и производству электроники в России. Анализ научных работ показывает, что на современном этапе развития производства важной составляющей повышения конкурентоспособности промышленных высокотехнологичных предприятий являются нетехнологические инновации, в том числе организационно-управленческие. Цель исследования: определить уровень развития организационно-управленческих инноваций в электронной промышленности России. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих задач: уточнить и дополнить определение понятия «организационно-управленческие инновации» в соответствии с современными стандартами; определить степень разработанности темы организационно-управленческих инноваций на предприятиях электронной промышленности; сравнить уровни внедрения организационно- управленческих инноваций в электронной промышленности и других отраслях. Результаты исследования: проведен анализ уровня внедрения организационно-управленческих инноваций в электронной промышленности России. Согласно 4-й редакции руководства Осло (международного методологического стандарта в измерении инноваций) уточнено и дополнено определение понятия «организационно- управленческие инновации». На основе статистических данных определен уровень развития данного вида инноваций относительно продуктовых и процессных инноваций, а также проведено сравнение относительно высокотехнологичных и других российских организаций. Продолжение... |