Предметной областью статьи выступает улучшение конкурентных позиций частного российского вуза, ориентированного на подготовку, в том числе и профессиональных предпринимателей, за счет наличия у него собственного загородного кампуса. В статье предлагается доступный для любого крупного и рыночно успешного негосударственного университета вариант его создания. В отличие от наиболее известных зарубежных университетов, входящих в топ-100 [1] и построивших свои кампусы за счет собственных высоких доходов, или от финансируемых из бюджета российских федеральных университетов, даже крупнейшие отечественные частные вузы не располагают ресурсами для строительства полноценных по существующим стандартам кампусов. Поэтому на первом этапе им целесообразно ориентироваться на приобретение небольших загородных пансионатов из числа построенных еще в советские времена ведомственных домов отдыха. Формулируются требования к организации работы такого кампуса, включая режимы труда и отдыха как обучающихся, так и преподавателей вуза. В заключительной части статьи уточняются образовательные технологии, наиболее адаптированные для рассматриваемого варианта организации обучения. Целью статьи является аргументация целесообразности создания загородных кампусов как необходимого элемента инфраструктуры крупного частного вуза, практикующего обучение предпринимательству. Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи: сформулировать и кратко аргументировать основные конкурентные преимущества, которые обеспечивает наличие загородного студенческого кампуса современному вузу, вне зависимости от его организационно- правового статуса; предложить и обосновать малобюджетный вариант создания загородного кампуса, доступный не только государственным федеральным университетам, использующим для этого бюджетные ассигнования, но и частным учреждениям высшего профессионального образования; сформулировать основные требования к организации работы кампуса, а также к режимам труда и отдыха непосредственных участников образовательного процесса. Продолжение... |
|
№ 5(89)
31 октября 2022 года
Рубрика: Предпринимательство в цифровой экономике Авторы: Фадеев А. А., Хабаров В. И. |
Данная статья посвящена вопросу неравномерности процесса цифровизации экономических отраслей России и связанному с этим дисбалансом в части инвестиционной привлекательности соответствующих экономических отраслей. Неравномерное включение в процесс цифровизации отдельных секторов экономики влечет за собой далекоидущие негативные макроэкономические последствия как для экономики в целом, так и для традиционно «нецифровых» экономических отраслей в частности. В работе проанализирован объем инвестиций в зависимости от уровня проникновения цифровых технологий в ряде экономических отраслей, а также обосновано наличие цифрового неравенства на макроэкономическом уровне. Цель исследования состоит в выявлении негативных последствий дисбаланса инвестиционной привлекательности экономических отраслей, проявляющегося в избыточном финансировании наиболее цифровизированных отраслей народного хозяйства в ущерб «реальному» сектору экономики. Задачи исследования: сопоставление и анализ макроэкономических показателей секторов экономики Российской Федерации; обоснование на основе проведенного анализа имеющегося отраслевого «цифрового неравенства», а также выявление его негативных последствий. Достижение поставленных задач осуществлялось с помощью общеаналитических методов, а также количественных и качественных методов проведения анализа. В работе расчетным методом обоснован дисбаланс инвестиций, их экономического результата и потребностей в финансировании в зависимости от степени цифровизации отдельных экономических отраслей, обосновано межотраслевое «цифровое неравенство», выражаемое в неравном доступе организаций отдельной экономической отрасли к экономическим ресурсам всех видов, а также выявлены негативные последствия вышеназванного феномена. Продолжение... |
№ 5(89)
31 октября 2022 года
Рубрика: Предпринимательство в цифровой экономике Авторы: Люблинская Н. Н., Корепанова В. С., Нечаев А. М., Ребус Н. А., Чантурия Г. Т. |
Актуальность исследования заключается в возрастающем влиянии эффективности управления данными на все сферы современной экономики. Сегодня никто не оспаривает важность информации для обеспечения эффективного принятия управленческих решений и устойчивого развития бизнеса. Деятельность любой организации сопровождается сбором, накоплением, обработкой, передачей данных, необходимых для эффективного управления бизнесом и формирования корпоративной среды взаимодействия. Целью данного исследования является выявление тенденций развития систем управления корпоративными данными, обеспечивающих устойчивые конкурентные преимущества бизнеса. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: определить изменения в подходах к управлению данными, которые обеспечат устойчивое конкурентное преимущество; разработать универсальную архитектурную концепцию системы эффективного управления большими данными на всех уровнях взаимодействия бизнеса; разработать рекомендации по переходу бизнеса на предлагаемую архитектуру цифровой платформы управления данными. В процессе работы авторами статьи применялись методы теоретического исследования (анализ и обобщение, синтез, абстрагирование, конкретизация, формализация) и общефилософские методы (индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, материалистическая диалектика, наблюдение). В основу построения выводов авторами взяты правовые методы (формально-логический). В статье рассмотрены вопросы управления интеграционными процессами управления данными в условиях развития цифровой экономики. Проанализированы проблемы, связанные с эффективностью управления корпоративными данными на современном этапе развития. Показано, что влияние функций управления корпоративными данными характеризуется существенными особенностями, в силу чего эффективность их управления оценивается неоднозначно на современном этапе развития экономики. Решение указанных проблем требует переосмысления сложившихся подходов к управлению данными, а также разработки новой архитектуры используемых специальных инструментальных средств. Результаты исследования: разработана концепция многоуровневой архитектуры системы управления корпоративными данными на всех уровнях бизнеса в любой сфере деятельности с учетом экономических условий страны; разработаны рекомендации по переходу компаний на предлагаемую архитектуру системы управления корпоративными данными. Продолжение... |
№ 5(89)
31 октября 2022 года
Рубрика: Отраслевая конкуренция Авторы: Севрюков И. Ю., Леушина О. В., Шурбе В. З. |
Актуальность исследования заключается в том, что в контексте развития регионов страны туристский и гостиничный бизнес способствует активизации национальной экономики. Оказание услуг гостеприимства стимулирует создание дополнительных рабочих мест, повышая туристскую аттрактивность дестинации, интенсифицируя входящий туристский и, соответственно, финансовый трафики. С эволюцией общества, технико-технологическим прогрессом, информатизацией и другими протекающими процессами запросы и потребности гостей коллективных средств размещений значительно преобразились. Это обстоятельство предопределяет необходимость пересмотра концептуальных подходов отелей к организации ресторанного сервиса и обслуживанию клиентов в системе отношений «отель – ресторан – гость». Целью исследования является рассмотрение, обобщение и дополнение существующих теоретических подходов к организации общественного питания туристов в гостиничных комплексах и проведение сравнительной оценки ресторанов при отелях (на примере г. Новосибирска) для выявления некоторых достоинств и недостатков в их работе для составления рейтинга. В процессе исследования использовались общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: анализ и синтез, метод сравнительных оценок, ранжирование (рейтинг). В исследовании авторами обобщаются теоретические подходы к организации общественного питания при отелях для формирования целостного представления и уточнения его роли в современном туристском и гостиничном бизнесе с учетом трансформации потребительских предпочтений и существующей конкуренции на рынке услуг. Определяются особенности потребительского поведения при выборе туристами питания в отеле, конкретизируется и обосновывается логистическая составляющая гостиничного бизнеса, в контексте новейших запросов потребителей представляются и дополняются принципы эффективного оформления ресторана, отмечаются аспекты восприятия клиентом качества обслуживания в ресторане отеля. Для проверки и подтверждения гипотезы исследования выполняется сравнительная оценка предприятий общественного питания при гостиничных комплексах (на примере г. Новосибирска), которая позволяет высветить круг проблем и положительных аспектов работы ресторанов. На основании результатов сравнительной оценки составляется рейтинг ресторанов мегаполиса. Продолжение... |
№ 5(89)
31 октября 2022 года
Рубрика: Отраслевая конкуренция Авторы: Дерябина Г. Г., Трубникова Н. В. |
Внешнеэкономические факторы оказывают значительное влияние на конкурентоспособность компаний. Российский рекламный рынок, прошедший несколько кризисных периодов и не в полной мере достигший стадии равновесия, становится одним из наиболее пострадавших отраслей в современной истории России. Целью исследования является анализ рекламного рынка России в контексте динамики конкурентоспособности и прогноз его развития в 2022 году. Авторы статьи приводят анализ основных шагов маркетинговой стратегии компаний на конкурентном рынке, таких как ситуационный анализ, работа с динамикой рынка и выбором сегмента, включая и основные факторы конкуренции Портера, планирование, организация и бюджетирование, реализация маркетингового плана и оценка его эффективности, с фокусом на наиболее востребованные на российском рынке инструменты маркетинговых коммуникаций, а также анализируют ситуацию весны 2022 года, влияние событий на конкурентную ситуацию на рекламном рынке и делают свой прогноз его восстановления и развития. В рамках данной работы авторами было проведено полевое исследование среди представителей производственных компаний и рекламных агентств с целью выявления фактических изменений на рекламном рынке. Основная гипотеза авторов – приостановка маркетинговых активностей на 50 и более процентов под влиянием ухода ряда глобальных клиентов с российского рынка или решения брендов о приостановлении деятельности в России до стабилизации ситуации – была в значительной мере подтверждена. Продолжение... |
Маркетинговый потенциал как научно-практическая категория используется для определения рыночных возможностей развития организации или продукта. Ее универсальный характер позволяет исследовать проблемы повышения эффективности управления маркетингом в различных сферах деятельности, в том числе в спорте. Зачастую высокая социальная значимость спорта существенно снижает готовность специалистов адаптировать универсальные маркетинговые стратегии и инструменты к своей деятельности. Рассчитывая на экономическую поддержку со стороны правительства, менеджмент спортивных организаций, прежде всего федераций, недооценивает рыночные возможности и маркетинговый потенциал своих видов спорта. В статье рассматривается специфика оценки маркетингового потенциала видов спорта на основе анализа характеристик их присутствия на рынках, составляющих современную спортивную индустрию. Цель исследования – определение рыночных критериев оценки маркетингового потенциала вида спорта, пригодных для практического использования спортивными федерациями. Для анализа реальных и потенциальных возможностей развития спортивной федерации автор сформулировал следующие внутренние характеристики: степень доступности экономических, финансовых, людских и информационных ресурсов; организация системы маркетинга; маркетинговые компетенции персонала; наличие эффективного бренда самой федерации и ее отдельных продуктов. Автор предлагает оригинальную методику анализа маркетингового потенциала видов спорта с учетом присутствия спортивных федераций на восьми ключевых рынках: спортивных событий, услуг, товаров, сооружений, кадров, а также на рынке инфраструктуры спортивной индустрии, спонсорства и квазиспортивных продуктов. В соответствии с этим определены критерии оценки маркетингового потенциала, рекомендуемые менеджменту спортивных федераций. В результате проведенного исследования было определено, что маркетинговый потенциал вида спорта представляет собой интегрированные способности спортивной федерации и ее стейкхолдеров и возможности микро- и макросреды достигать поставленных рыночных целей. Продолжение... |