Глобализация экономики не только ставит российские предприятия перед неизбежнос тью того, что им придется действовать в ус ловиях жесткой конкурентной среды как на внутреннем, так и на внешних рынках, но и откры вает перед самыми эффективными из них широкие перспективы. Практическая деятельность российских компаний по интернационализации их деятельности за прошедшее десятилетие значительно расширилась. Тем не менее произошедший финансовый кризис выявил неэффективный характер стратегий тех (в большинстве своем сырьевых) отечественных компаний, которые уже действуют на зарубежных рынках, что стало лишь очередным подтверждением существования негативных характеристик современной российской экономики. |
|
В статье предлагается методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на концепции ценностной цепи Майкла Портера. Методика предполагает оценку конкурентоспособности, основанную на ценностных действиях внутри фирмы. Оценка осуществляется экспертным путем с использованием опросных листов. |
|
Попыток объяснения причин весьма сложной финансово-экономической ситуации, с которой столкнулась мировая экономика, и рецептов выхода из нее предпринимается немало. К примеру, информационное агентство Bloomberg в середине октября 2008 г. опубликовало «Индекс финансового состояния», который учитывает показатели денежного, акционерного и облигационного рынков. Этот индекс продемонстрировал настолько беспрецедентный спад, что аналитики вспомнили об эффекте «черного лебедя», которым и объяснили ситуацию на мировых рынках. Авторы статьи убеждены, что в основе глобального системного кризиса, охватившего мировую экономику, по сути, лежит глубокий кризис моральных ценностей. Приоритетность обогащения как цели деятельности на всех уровнях — от низов до истеблишмента — способствовала началу процесса, который способен не только «взорвать» основы мировой финансовой системы, но и привести к более серьезным последствиям в общественном устройстве. |
|
Журнал продолжает публикацию учебника доктора экономических наук Раиса Ахметовича Фатхутдинова «Управление конкурентоспособностью организации». |
|
Настоящая работа воспроизводит основное содержание лекции, прочитанной в Принстон-ском университете 20 мая 1946 г. Впоследствии она была включена в книгу «Индивидуализм и экономический порядок». В работе автор критикует неоклассический подход к теории конкуренции, а следующая цитата наиболее полно передает ее содержание: «… то, о чем идет речь в теории совершенной конкуренции, вообще имеет мало прав называться “конкуренцией”… если бы допускаемое теорией совершенной конкуренции положение вещей существовало всегда, оно не только не оставило бы места всем видам деятельности, описываемым глаголом “конкурировать”, но и сделало бы их, в сущности, невозможными». |
|
(первый опыт так называемых «групповых исключений») |