8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№6(90) Декабрь 2022 года

Содержание номера:

Отраслевые рынки

Электронная промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мировой экономике и ускоряет темпы развития смежных отраслей промышленности. Различные виды внешних торгово-экономических санкций со стороны западных стран и усиление политики импортозамещения в российской экономике требуют пересмотра векторов развития предприятий электронной промышленности. Уход с российского рынка сбыта некоторых зарубежных компаний одновременно дает возможность увеличения спроса на отечественную продукцию и увеличивает требования к разработке и производству электроники в России. Анализ научных работ показывает, что на современном этапе развития производства важной составляющей повышения конкурентоспособности промышленных высокотехнологичных предприятий являются нетехнологические инновации, в том числе организационно-управленческие. Цель исследования: определить уровень развития организационно-управленческих инноваций в электронной промышленности России. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих задач: уточнить и дополнить определение понятия «организационно-управленческие инновации» в соответствии с современными стандартами; определить степень разработанности темы организационно-управленческих инноваций на предприятиях электронной промышленности; сравнить уровни внедрения организационно- управленческих инноваций в электронной промышленности и других отраслях. Результаты исследования: проведен анализ уровня внедрения организационно-управленческих инноваций в электронной промышленности России. Согласно 4-й редакции руководства Осло (международного методологического стандарта в измерении инноваций) уточнено и дополнено определение понятия «организационно- управленческие инновации». На основе статистических данных определен уровень развития данного вида инноваций относительно продуктовых и процессных инноваций, а также проведено сравнение относительно высокотехнологичных и других российских организаций.

Автор: В. Леднев

В данной статье исследуется текущее состояние дел в развитии предпринимательства в российской индустрии спорта, а также показаны их возможные перспективы. Этот вопрос очень актуален, т.к. государство ставит задачу начать зарабатывать спортивным организациям и организаторам спортивных событий, имея в виду коммерческие источники доходов, поскольку в ближайшие годы будет поэтапное сокращение финансирования из бюджетных средств, особенно если речь идет о профессиональном спорте. Цель данного исследования – проанализировать, как в настоящее время развивается предпринимательство в индустрии спорта, подразумевая разные виды спорта, и почему необходимо разрабатывать специализированные программы обучения предпринимательству в спорте. Среди основных задач исследования: показать успешные примеры и практики развития предпринимательства в разных сегментах индустрии спорта и пояснить возможности развития предпринимательства в спорте с учетом появления и реализации специализированных программ обучения, в первую очередь программ дополнительного образования. В данной статье представлено собственное видение автора того, как развивается предпринимательство в массовом и корпоративном спорте, а также в фитнес-индустрии. В статье используются разные методы исследования, включая сравнительный анализ и статистические методы. К научным результатам можно отнести анализ потенциальной аудитории таких специализированных программ обучения и направления развития целевых программ, включая разные виды спорта и функциональные направления. Дается обоснование необходимости для начинающих предпринимателей проходить обучение по программам дополнительного образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). Дальнейший анализ нацеливается на формирование модели профессиональных компетенций для программ обучения предпринимательству в спорте.

Предметной областью статьи выступает улучшение конкурентных позиций частного российского вуза, ориентированного на подготовку, в том числе и профессиональных предпринимателей, за счет наличия у него собственного загородного кампуса. В статье предлагается доступный для любого крупного и рыночно успешного негосударственного университета вариант его создания. В отличие от наиболее известных зарубежных университетов, входящих в топ-100 [1] и построивших свои кампусы за счет собственных высоких доходов, или от финансируемых из бюджета российских федеральных университетов, даже крупнейшие отечественные частные вузы не располагают ресурсами для строительства полноценных по существующим стандартам кампусов. Поэтому на первом этапе им целесообразно ориентироваться на приобретение небольших загородных пансионатов из числа построенных еще в советские времена ведомственных домов отдыха. Формулируются требования к организации работы такого кампуса, включая режимы труда и отдыха как обучающихся, так и преподавателей вуза. В заключительной части статьи уточняются образовательные технологии, наиболее адаптированные для рассматриваемого варианта организации обучения. Целью статьи является аргументация целесообразности создания загородных кампусов как необходимого элемента инфраструктуры крупного частного вуза, практикующего обучение предпринимательству. Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи: сформулировать и кратко аргументировать основные конкурентные преимущества, которые обеспечивает наличие загородного студенческого кампуса современному вузу, вне зависимости от его организационно- правового статуса; предложить и обосновать малобюджетный вариант создания загородного кампуса, доступный не только государственным федеральным университетам, использующим для этого бюджетные ассигнования, но и частным учреждениям высшего профессионального образования; сформулировать основные требования к организации работы кампуса, а также к режимам труда и отдыха непосредственных участников образовательного процесса.

Теория конкуренции

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения границ допустимости бизнес-поведения компаний в условиях экономической турбулентности, сложившейся под воздействием различных макро- и микрофакторов. Разрыв логистических цепочек на фоне первых санкционных ограничений, введение заградительных пошлин, комплексная система государственной поддержки отрасли (программа trade-in по смене вагонного парка) обусловили новые структурно-поведенческие модели функционирования рынков, что потребовало осмысления и подбора адекватной политики государственного регулирования. Цель исследования – рассмотреть стратегию поведения доминирующего игрока с ярко выраженной дифференциацией в ценовой политике в отношении разных контрагентов в условиях дефицитного рынка на примере кейса антимонопольного дела в отношении доминирующего хозяйствующего субъекта на рынке цельнокатаных колес диаметром 957 мм в границах Российской Федерации (2018–2019 гг.). В качестве задач исследования предусмотрено рассмотреть, как реализация трех важных элементов маркетинговых стратегий компании – формирование цен, сегментирование рынка на основе концепции бьюкененовского товара, а также методы и технологии скидочной политики в условиях неудовлетворенного спроса – может повлиять на процессы функционирования дефицитного рынка и рост цен. В контексте данного исследования представлена трансформация механизма ценовой дискриминации на дефицитных рынках. Отмечено, что поведение доминирующего субъекта относительно установления монопольно высокой цены в условиях дефицитного рынка выглядит экономически необусловленным, установление дифференцированной конечной цены реализации товара различным покупателям на уровне выше цен предшествующего дефициту периода свидетельствуют о проведении ценовой дискриминации первой и второй степени. Анализ разного вида скидок показывает, что стимулирование сбыта не является необходимым маркетинговым инструментом, так как снижает монопольную прибыль продавца и не содержит мотивации для формирования конкурентоспособных инициаций. Главным выигрышем потребителя является не объем потенциальных скидок, а быстрота поиска товара, контрактация на любых условиях, оперативность заключения сделок и получения максимального финансового выигрыша в условиях неопределенности.

Механизмы конкурентной политики в отдельных секторах экономики успешно срабатывают при условии использования сбалансированных инструментов защиты и сохранения стимулов к введению нового продукта или технологии на рынок. Однако сильные сетевые эффекты обусловливают присутствие небольшого числа производителей или даже единственного игрока, что сдерживает распространение альтернативных продуктов и способствует формированию единой товарной сети. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа состояния конкуренции на рынке программного обеспечения, меняющемся под воздействием сетевых эффектов. Цель данной обзорной статьи состоит в обосновании необходимости комплексного учета влияния сетевых эффектов, критической массы и стандартизации в качестве инструмента оптимизации оценки состояния конкуренции на двустороннем рынке программного обеспечения, в частности на рынке операционных систем. Объектом исследования являются операционные системы, предметом – влияние сетевых эффектов, критической массы и стандартизации на конкурентные процессы на рынке операционных систем. В ходе исследования выполнены следующие задачи: систематизация результатов теоретических исследований и подходов к эконометрическому моделированию сетевых внешних эффектов, выявление особенностей стратегий учета стандартов и установленной базы пользователей и продаж, ввод понятий операционной системы и программного обеспечения, выработка рекомендаций по учету явления сетевых эффектов с акцентом на процесс стандартизации в рамках осуществления конкурентной и промышленной политики. Анализ влияния исследуемых явлений показывает, что введение на законодательном уровне общепринятого определения сетевых эффектов, разграничение прямого и косвенного сетевого эффекта, рассмотрение данного явления в качестве барьера входа на рынок, а также сочетание теории сетевых эффектов с теорией установления стандартов может способствовать снижению вероятности допустить ошибки I и II рода в правоприменительной практике.

Конкурентоспособность бизнеса

Актуальность исследования заключается в постоянно возрастающем уровне конкуренции в мировой экономике, которая обуславливает необходимость глобального пересмотра руководящим менеджментом организаций общих подходов к анализу взаимодействия с внешней средой. В настоящее время, несмотря на общий спад основных макроэкономических показателей мировой экономики, большинство организаций отмечают, что ощущают возрастающий уровень конкурентного давления, а это, наряду с повышенной турбулентностью мировой экономики, способно привести организацию к тяжелым финансовым последствиям вплоть до банкротства. С целью минимизации такого негативного влияния организации должны постоянно учитывать в процессе стратегического планирования своей деятельности влияние постоянно меняющейся внешней среды, для чего целесообразно проводить конкурентную разведку в качестве инструмента обеспечения стабильности функционирования организации. Цель исследования – определить основные экономические предпосылки для проведения конкурентной разведки в организации и проанализировать зависимость показателей деятельности организации вследствие внедрения практик проведения конкурентной разведки. Основной задачей является выработка рекомендаций по внедрению конкурентной разведки в организации. В статье особое внимание уделено анализу конъюнктуры мировой экономики в последние годы, дана характеристика системного подхода к менеджменту как элемента, позволяющего в полной мере выстраивать деятельность организации в зависимость от влияния внешней среды, сделаны выводы об основных проблемах внедрения практики проведения конкурентной разведки на современном этапе. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция и индукция. В качестве результата исследования продемонстрирован вклад конкурентной разведки как отдельной функции в общие показатели деятельности организации, даны рекомендации по усовершенствованию внедрения конкурентной разведки для повышения результативности.

Экономическая стратегия и перспективы социально-экономического восстановления российских регионов во многом определяются приоритетами и последовательностью ключевых целей пространственного развития страны, современными тенденциями развития мировой экономики. Цель данной статьи заключается в анализе глобальной реструктуризации мировой экономики и разработке концепции формирования инновационных экосистем в российских регионах на основе создания новых центров экономического роста. Задачи, решаемые в рамках исследования, заключаются в установлении современных тенденций глобальных трансформаций и разработке предложений по формированию подходов и сценариев пространственного развития российских регионов. Новый этап мирового развития связан с перестройкой сложившейся системы экономических связей и экономических отношений, определяемой модификацией отношений собственности. Смена парадигмы позволяет рассматривать деятельность компаний не только с позиции экономической результативности, но и с позиции воздействия на природу и общество. Основными методами решения поставленных проблем были эмпирические методы сравнительного и структурного анализа, использование системного и сценарного подходов к региональному развитию с учетом ESG-повестки. В ходе исследования были проанализированы промышленные районы, входящие в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации. Результаты анализа позволили сделать вывод, что ESG-концепция создает дополнительные ограничения практически для всех отраслей российской промышленности. Это позволило определить стратегическую роль высокотехнологичных и наукоемких предприятий в исследуемых регионах как базовых структур развития для целевых отраслевых сегментов национальной экономики. Новизна работы заключается в предлагаемых мерах, которые позволят региональному, местному и корпоративному управлению адаптироваться к происходящим изменениям, скорректировать существующие модели и инструменты в соответствии с существующим опытом и традициями.

Антимонопольное регулирование

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке формально регламентируется приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», но в действительности механического следования нормам данного документа недостаточно, поскольку все этапы анализа – явно или неявно – опираются на определенную интерпретацию взаимоотношений и поведения ответчика, заявителя и иных затронутых лиц. Яркой иллюстрацией является ситуация с предоставлением услуг проводного интернета для арендаторов в торгово-развлекательных центрах. Актуальность изучения данного вопроса обеспечивается наличием антимонопольных дел, в которых рассматриваются различные аспекты соответствия условий оказания подобных услуг требованиям антимонопольного законодательства. Цель исследования – на примере рынков аренды помещений в торгово-развлекательных центрах (ТРЦ) и интернет-связи раскрыть, как интерпретация поведения компании обусловливает подходы к определению границ релевантных рынков. Для достижения поставленной цели представлены варианты интерпретации взаимоотношений и поведения интернет-провайдеров (операторов связи), собственников ТРЦ и арендаторов; раскрыты основания для предложенных интерпретаций; объяснены последствия применения альтернативных интерпретаций для выделения релевантных товарных рынков и их дальнейшего анализа в соответствии с требованиями законодательства; выделены ключевые вопросы для исследования, которые могут позволить соотнести альтернативные интерпретации между собой и выбрать ту, которая в наибольшей степени соответствует сути исследуемых экономических отношений. В результате показано, что в анализе нельзя игнорировать связь провайдеров связи, арендаторов как приобретателей услуг и собственников торговых центров. Возможны альтернативные интерпретации этой связи с точки зрения экономической сути данных отношений и релевантных теоретических концепций, но в любом случае ее экономическая природа должна быть изучена, в том числе для целей корректного применения норм законодательства для проведения оценки состояния конкуренции на затронутых товарных рынках.

Автор: И. Гагарина

Настоящая работа подготовлена с целью восполнения пробела в теории публичного управления по результатам, связанного с недостаточностью эмпирических исследований по вопросу применимости теоретических концепций оценки результативности и эффективности органа власти к практической деятельности ФАС России. Для достижения обозначенной цели поставлены задачи: определить результаты и эффекты для экономики от деятельности антимонопольных органов, подлежащие оценке с позиций достижения целей и задач государственной конкурентной политики; исследовать технологии оценки результативности и эффективности, существующие в международной практике, на предмет их применимости к деятельности российских антимонопольных органов; дать оценку применяемой ФАС России технологии оценки эффективности деятельности ведомства с позиции ее соответствия целям и задачам государственной конкурентной политики; сформулировать предложения о формировании применимой в практической деятельности антимонопольных органов системы оценки как составляющей публичного управления по результатам. В статье особое внимание уделено теоретической концепции ошибок I и II рода, содержащей научные положения о неизбежности возникновения таких ошибок при осуществлении антимонопольного регулирования из-за оценочного характера правовых норм. В исследовании приведены результаты апробации данного теоретического подхода к оценке эффективности деятельности антимонопольного органа на примере анализа решений ведомственной апелляции ФАС России, осуществляемой ведомством в отношении своих территориальных органов. В ходе научного эксперимента выявлены факторы ошибок, проведено их разделение на ошибки I и II рода, определены системные проблемы, разрешение которых принципиально важно для антимонопольных органов. Проведен сравнительный анализ по квалификациям правонарушений, свидетельствующий о наибольшем числе ошибок I и II рода при вынесении решений по фактам антиконкурентных соглашений, признаваемых во всем мире наиболее тяжкими экономическими правонарушениями. В результате структурного анализа выявленных ошибок I и II рода сформулирован вывод об излишнем административном давлении на субъектов предпринимательства со стороны ведомства, свидетельствующем о создании самим антимонопольным органом условий, ограничивающих конкуренцию.

Главный редактор