Отраслевые рынки |
|
|
В статье подробно рассмотрены рыночные силы, оказывающие возрастающее давление на ломбардный
рынок России: уровень конкурентной борьбы, межпродуктовая конкуренция, новые угрозы, изменяющийся
потребитель и формирующие ценовую стратегию поставщики. Микрофинансовая ниша ломбардов испытывает значительную трансформацию наряду со всем финансовым рынком, разнообразие финансового
ландшафта сужается, конкуренция усиливается.
|
---|---|
|
Предметной областью статьи выступает конкурентоспособность преподавателей на соответствующем
отраслевом сегменте отечественного рынка труда. Уточняется понятие конкурентоспособности сотрудника
высшей школы, аргументируется необходимость ее постоянного мониторинга в целях повышения эффективности управления качеством человеческого капитала современного вуза. Определяются критерии,
позволяющие объективно оценить степень конкурентоспособности научно-педагогических работников,
следовательно — их ценность для работодателя. Формулируются краткие рекомендации руководству
российских вузов по обеспечению соответствия собственных преподавателей рассматриваемым критериям.
|
|
Целью статьи является исследование того, насколько ресурсный подход применим к оценке конкурентоспособности образовательных организаций. В статье описывается история развития ресурсного
подхода к оценке конкурентоспособности предприятий и организаций. Выделены основные концепции
ресурсного подхода: гетерогенность и ограниченная мобильность ресурсов, ресурсное конкурентное
преимущество. Далее в статье на основании анализа существующей научной периодики выделяются
примеры правильного и неправильного применения ресурсного подхода к конкурентоспособности образовательных организаций.
|
|
В статье рассматриваются предпринимательские риски, возникающие при экономических отношениях
стейкхолдеров спортивной отрасли. Автор заключает, что для исследуемой отрасли характерны риски,
возникающие как внутри хозяйствующих субъектов, так и при их взаимоотношениях во внешней среде,
тем более если эти отношения возникают на международной арене. На примере глобальной компании
«Формула-1» показано, что руководство таких организаций использует когнитивный подход при управлении рисками. Так, возможными причинами политических рисков могут стать негативные для данного
бизнеса политические действия. Более того, международная деятельность приводит обе стороны к балансу
национальных и предпринимательских интересов. Экономические риски заключаются в риске невозврата
вложенных в проект инвестиций. На примере гоночной трассы «Сочи Автодром» в статье проанализированы положительные и отрицательные денежные инвестиционные потоки исследуемого проекта и сделан
вывод о том, что проект является классическим макроэкономическим случаем с долгосрочным возвратом
инвестиций.
|
|
Проблема повышения конкурентоспособности бизнеса за счет реализации инвестиционных проектов
особенно остро стоит в условиях кризисной и посткризисной экономики. В условиях изменяющихся
внешних условий и развития экономической науки необходимо систематизировать и совершенствовать инструментарий оценки инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности бизнеса. В статье раскрываются возможности совершенствования инструментария оценки
инновационного потенциала проекта, коммерческой и инвестиционной привлекательности проекта,
анализа рисков проекта.
|
|
В статье рассматривается один из инструментов формирования конкурентных преимуществ — цена,
а также ее специфика в спортивной индустрии. Здесь помимо денежной цены следует рассматривать
временную цену, т.е. ту, измеряемую временем, которым клиенты спортивных событий и услуг оплачивают пользование ими. Особое значение временная цена имеет в массовом и любительском спорте, где в экономическом обмене не существует традиционных денежных форм отношений.
|
|
Цифровая трансформация затрагивает все сферы экономики: как те, что непосредственно связаны с IT-
технологиями, так и те, где они напрямую не задействованы. Если рассматривать транспортную сферу, то
наибольшие конкурентные эффекты можно наблюдать в сферах грузовых перевозок. Это связано, с одной стороны, с тем, что крупные операторы стремятся предоставить совместные услуги со всеми видами
транспорта и реализовать доставку «от двери до двери». А с другой стороны, наблюдается определенное
«зонирование» и разбивка на специализации по типам грузов или по территориальному признаку. С точки
зрения внедрения цифровых технологий в совершенствование ж/д путей, сервисов по авиаперевозкам или
логистике автоперевозок зарубежные компании продвинулись гораздо дальше российских: только лишь
планируемые в России изменения уже активно вводятся за рубежом. Основными препятствиями при внедрении цифровых технологий в эти отрасли являются: требование значительных инвестиционных вложений
(особенно от небольших компаний), отсутствие стратегии развития отрасли, включающей в себя цифровые
аспекты, наличие значительных лоббистских интересов со стороны крупных компаний. Сам процесс проникновения цифровых технологий сопряжен с определенными конкурентными рисками: с одной стороны,
имеется тенденция к консолидации рынка и возникновению крупных компаний по мультимодальным перевозкам, что может привести к злоупотреблению доминирующим положением. С другой стороны, теперь
в отрасль могут войти компании, вовсе не обладающие транспортной базой, а лишь имеющие эффективное
приложение-платформу. Регулирующим органам необходимо принимать во внимание новые тенденции
и разрабатывать собственные сервисы для получения своевременной и достоверной информации о состоянии конкуренции на рынке.
|
Антимонопольное регулирование |
|
|
Динамика и качество тенденций и сдвигов в структуре экономики и промышленности — актуальная
проблема для каждой страны, тем более для современной России. Особую важность в последние годы
она приобретает в контексте усиления давления и диффузии мировых экономических, институциональных и технологических сдвигов. Обозначенные процессы требуют формирования и функционирования
соответствующего уровня конкуренции и конкурентных отношений в российской экономике. И здесь
очень многое зависит от деятельности государства, его институтов в развитии конкурентных отношений,
как саморегулирующего элемента рыночного механизма и устранения монопольных проявлений. «Необходимость создания системы экономической мотивации к конкуренции в обществе и бизнес среде,
как фактора, открывающего энергию и позитивные результаты основного двигателя рыночной экономики — конкурентных отношений», — постоянно актуализируемый лозунг, который звучит уже многие
годы в правительственных выступлениях и официальных документах. Последним по времени форматом
усиления внимания к конкуренции со стороны ФАС России был разработанный Национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы, который руководитель ФАС России И. Артемьев рассматривает
как «уникальный по своей сути акт»
|
|
В статье предпринята попытка проанализировать методы дерегулирования отраслей
естественных монополий, и оценить применимость концепции ключевых мощностей
к задаче антимонопольного регулирования деятельности цифровых многосторонних
платформ — одной из самых актуальных проблем, стоящих сегодня перед теорией
конкуренции. Приведены общие черты и отличия структур рынков отраслей естественных монополий, дерегулированных с помощью концепции «ключевых мощностей»,
и цифровых платформ.
|
|
Исследуются эффекты национального антитраста в глобальном контексте на основе построения модели
торговли между двумя странами со строгой специализацией в производстве товаров. На основе принятых
предпосылок относительно стимулов национальных антимонопольных органов к максимизации общественного благосостояния на внутреннем рынке объяснено равновесие в части выбора режима защиты
конкуренции для случая отсутствия координации в правоприменении. Данное равновесие обеспечивает
ситуацию, при которой национальные антимонопольные органы выбирают борьбу лишь с правонарушениями, имеющими негативные последствия для внутренних рынков, но не с правонарушениями национальных
компаний на внешних рынках. Объяснены условия Парето-улучшения в результате корректировки режима
защиты конкуренции на наднациональном уровне, а также выявлены граничные условия для наднационального антитраста в части противодействия картелям. Полученные результаты позволяют продемонстрировать
источники препятствий для формирования согласованной конкурентной политики на наднациональном
уровне и найти условия, при которых данные препятствия могут быть преодолены. Симметричная экстерриториальность может быть одним из вариантов обеспечения Парето-улучшения, однако издержки и
способы ее реализации будут играть ключевую роль при оценке эффективности такого решения.
|
Компетенции предпринимателя |
|
|
В свете преобразований, происходящих в жизни современного высококонкурентного общества, проблема
создания имиджа предпринимателя приобретает все большую практическую и теоретическую значимость.
Цель работы — выявить, какие составляющие имиджа предпринимателя считают сегодня наиболее значимыми как сами предприниматели, так и их деловое окружение. Для этого в работе проведено исследование
мнений предпринимателей, менеджеров и специалистов в отношении имиджа современного предпринимателя и проанализированы его результаты. Метод исследования заключался в проведении письменных
и устных опросов, а также опросов в социальных сетях. По результатам анализа в статье рассмотрены
ключевые характеристики имиджа современного предпринимателя. Выявлено, что доминирующими характеристиками имиджа предпринимателя участники анкетирования считают внешний вид, индивидуальность
и экологичность, к которой относят соблюдение тайминга, договоренностей, реагирование на просьбы
клиентов. При этом профессионализму участники анкетирования отвели второстепенное место в перечне
ключевых характеристик имиджа.
|
|
В статье представлено новое видение трудового поведения работника как субъекта компетенции управления полезностью знания трудовой деятельности в условиях конкуренции. Решение проблемы раскрытия
содержательных аспектов компетенции и достижение соответствующей цели осуществлялось посредством
использования совокупности методов: диалектического, системного, метода мысленного эксперимента,
метода моделирования, логических методов и, соответственно, использования элементов диалектического,
телеологического системного, компетентностного подходов, а также принципа противоречивости.
С точки зрения принципа противоречивости раскрыто явление знания собственной трудовой деятель-
ности (ЗСТД), понимаемое в качестве совокупности трудовых действий работника, оптимизируемых по их
полезности и отражающих знание данного работника о трудовой деятельности в целом. ЗСТД показано
как состоящее из своих различных сторон, поскольку в процессе формализации дифференцируется на
множество частей — знаний трудовых действий, определяемых субъектом компетенции с точки зрения
общей и предельной полезности. В этом смысле работник может действовать как предприниматель, где
целенаправленно осуществляемое управление полезностью ЗСТД, предполагающее потребление знания
трудовых действий с большей или меньшей полезностью, обусловливает и большую конкурентоспособность в условиях рыночных отношений и трудового взаимодействия с иными конкурирующими работниками, как субъектами ЗСТД и, потенциально, субъектами компетенции.
Результаты, полученные в данной работе, могут быть использованы в дальнейших исследованиях потенциала предпринимательской компетенции управления полезностью ЗСТД с точки зрения конкурентоспособности работника, а также могут быть рекомендованы для использования, как в рамках существующей системы общего и специального образования для подготовки современного конкурентоспособного
специалиста, так и в условиях корпоративного обучения для повышения конкурентоспособности трудового
поведения сотрудников.
|