В статье раскрывается различие тактического и стратегического конкурентного поведения фирм. Автором
описывается система тактического менеджмента конкурентных действий фирмы, выделяются тактические
конкурентные операции и тактические модели конкурентных действий. Подчеркивается взаимосвязь планирования тактических операций, расстановки конкурентных сил между тактическими соперниками на тактически выгодно конкурентном поле и определения тактических конкурентных преимуществ и недостатков
фирм-конкурентов.
Автор раскрывает содержание тактических конкурентных диспозиций, предполагающих разработку фирмами
подходящих тактических операций и организационных сценариев их проведения.
Также автором выделены и раскрыты отдельные компоненты менеджмента тактических операций: организационные и мотивационные условия, оперативный контроль проведения тактических операций с определением
степени устойчивости конкурентных действий.
Продолжение...
|
|
В статье рассмотрены различные подходы к исследованию предпринимательства, выявлены наиболее существенные его характеристики. Применен интегративный подход в исследовании предпринимательства.
На основе этого подхода сделано заключение о том, что предпринимательство — это новаторская, сопровождающаяся риском активность субъектов экономики, направленная на использование возможностей
создания нового капитала и на получение на этой основе различных форм предпринимательского дохода.
Новое понимание предпринимательства позволит сблизить различные представления о нем и более точно
определить процессы создания предпринимательских организаций, измерить и оценить уровень развития
предпринимательства в различных сферах экономики. Показано, что усилия специалистов необходимо
направить на исследование происходящих изменений экономической среды и способов создания предпринимателями разнообразных форм нового капитала.
Продолжение...
|
|
В статье предпринята попытка показать место концепции предпринимательской ориентации (ПО) в теории стратегического менеджмента через рассмотрение основных теоретических подходов, используемых
в современных исследованиях для объяснения роли ПО в фирме. В частности, предлагается рассматривать
роль ПО в рамках идей школ проектирования и планирования в теории стратегического управления как механизма адаптации фирмы к условиям внешней среды и в контексте ресурсной концепции как уникального
организационного ресурса, способного повысить результаты деятельности фирмы и ее конкурентоспособность. В обоих направлениях может быть применен как ситуационный, так и конфигурационный подход к исследованию взаимосвязей ПО, основных характеристик деловой среды фирмы и результатов ее деятельности.
При ситуационном подходе подразумевается, что эффективность управленческих методов зависит от ряда
контекстуальных факторов, и рассматриваются двумерные взаимосвязи между элементами. При конфигурационном подходе, исходя из того же допущения предполагается рассмотрение целых систем взаимосвязей
контекстуальных переменных. В работе представлена интеллект-карта, демонстрирующая место концепции
предпринимательской ориентации в современных управленческих исследованиях, сформулированы различия
основных теоретических подходов к изучению предпринимательской ориентации фирмы.
Ключевые слова:
Продолжение...
|
|
В статье исследуются соотношение и причинно-следственные связи между уровнем конкурентоспособности предприятия и уровнем конкурентоспособности производимой (реализуемой) им продукции. Рассмотрена иерархия понятия «конкурентоспособность» в зависимости от носителей конкурентоспособности.
Показаны различия между конкурентоспособностью компании и конкурентоспособностью ее продукции,
исходя из которых делается вывод о том, что конкурентоспособность компании и ее продукции оценивается
на основании различных критериев, в силу чего оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта
только на основании оценки конкурентоспособности его продукции является некорректной. Представлена
концептуальная модель «Пирамида конкурентоспособности предприятия», которая, устанавливая взаимосвязь
между управлением, источниками конкурентоспособности, ключевыми компетенциями и конкурентными преимуществами, позволяет проиллюстрировать онтогенез формирования конкурентоспособности предприятия.
Сделаны методологические выводы о порядке учета конкурентоспособности продукции при оценке конкурентоспособности компании. Показаны практические следствия из предложенной концептуальной модели,
заключающиеся в неэффективности концентрации ресурсов компании исключительно на максимизации
конкурентоспособности продукции.
Продолжение...
|
|
В статье описаны особенности конкурентных рисков и рисков конкурентного позиционирования в современных экономических условиях. Определены три уровня системы конкурентных рисков, позволяющие
их идентифицировать: конкурентные риски направления (отрасли) предпринимательства, конкурентные
риски субъекта предпринимательства, конкурентные риски продуктового ряда субъекта предпринимательства. Определены наиболее подходящие способы идентификации и оценки конкурентных рисков на каждом
из уровней. Рассмотрена специфика рисков конкурентного позиционирования компании, в том числе оценки
и управления рисками портфеля конкурентных позиций компании. Предложен показатель для оценки портфеля конкурентных позиций компании. Классифицированы и рассмотрены основные группы факторов
конкурентного риска: по источнику возникновения, по отношению к конкретным конкурентным действиям,
по природе возникновения, по экономическому уровню. Определен ряд специальных методов минимизации
конкурентных рисков: трехуровневая система риск-менеджмента конкурентных действий, многоуровневая
система принятия решений, применение скоринговой, или балльной, системы оценки конкурентных действий
и конкурентных позиций. Стандартные методы минимизации рисков проанализированы в аспекте возможности их применения в отношении конкурентных рисков.
Продолжение...
|
|
В статье рассматриваются категории справедливости и конкурентоспособности как многомерные теоретические концепты, сущность которых раскрывается через идеологические и прагматические контексты
их содержательного наполнения.
Авторы предлагают оригинальную трактовку сущности и содержания обеих категорий, что позволяет
концептуально и системно увязать категории справедливости и конкурентоспособности друг с другом.
Конкурентоспособность в понимании авторов — относительное качество субъектов экономических процессов,
описывающее их сравнительно большую чем у конкурентов способность осуществлять конкурентные действия, — качество, указывающее на способность выдерживать конкурентное напряжение, т. е. долгосрочно
безубыточно присутствовать на релевантном конкурентном рынке.
Справедливость в трактовке авторов — это особая имманентная характеристика функционирующих общественных институтов экономических отношений, которая отражает соответствие наблюдаемых конку-
рентных взаимодействий субъектов (и их результатов) конвенциональной логике естественного и законо-
мерного функционирования институтов экономической конкуренции, и тем самым справедливость обеспечивает общественное признание совокупных экономических результатов конкуренции, не вызывающих
у ее субъектов сомнений в эффективности конкурентного функционирования экономической системы.
Авторы утверждают, что совокупные общественные представления о справедливости результатов конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов, т. е. о закономерности и «правильности» итогового распределения ограниченных экономических ресурсов между конкурентами (включая присвоение
добавочной стоимости), формируют объективные предпосылки для измерения конкурентоспособности
экономических субъектов.
Авторы выявляют концептуальную связь конкурентоспособности и справедливости, системно проявляющуюся на разных (макро-, мезо- и микро-) уровнях национальной экономики.
В зависимости от выбора базового концепта можно осмыслить справедливость конкуренции и конкурентоспособности и описать справедливость институтов как фактор обеспечения конкурентоспособности
субъектов разных уровней экономической системы.
Продолжение...
|