№ 2(56)
29 апреля 2016 года
Рубрика: Конкурентоспособность бизнеса Авторы: Широкова Г. В., Скалецкий Е. В. |
Проблема выявления факторов, способствующих росту фирм, — ключевая в стратегическом менеджменте.
Стабильный интерес со стороны академического сообщества, выражающийся в значительном числе публикаций, затрагивающих данную проблематику, свидетельствует о ее актуальности, несмотря на достаточную
изученность. Цель данной статьи — выделение основных направлений исследований, посвященных изучению
роста фирмы, опубликованных в ведущих международных журналах по менеджменту и предпринимательству
в период с 1990 по 2016 г. На основе анализа 163 статей выделено четыре основных направления исследований роста фирмы: влияние личных характеристик предпринимателя на рост фирмы, влияние различного
типа ресурсов, внутрифирменных характеристик, влияние факторов внешней среды. В каждом направлении
проведено деление второго порядка в зависимости от фокуса публикации. На следующем уровне были вы-
явлены направление, сила и характер влияния факторов, относящихся к каждой подгруппе, на рост фирм.
Проведенная структуризация результатов научных исследований позволяет сформировать понимание современного этапа развития исследовательского поля и дает возможность обозначить направления дальнейшего
развития исследований факторов роста фирм.
Продолжение...
|
---|---|
В глобальные цепочки создания стоимости вовлечены не столько отдельные экономики, сколько производственные единицы транснациональных корпораций. Как правило, чем больше объемы прямых иностранных
инвестиций относительно ВВП страны, тем сильнее эта экономика интегрирована в глобальные цепочки
создания стоимости и тем больше удельный вес созданной внутри этой страны добавленной стоимости в ее
экспорте. Автор выделяет позитивные и негативные эффекты вовлеченности стран в производственные цепочки, сформированные и контролируемые зарубежными ТНК. Сделан вывод о том, что создание и развитие
отечественных ТНК — важный фактор получения максимальных выгод от участия в глобальных цепочках
создания стоимости.
Продолжение...
|
|
В настоящем исследовании проводится оценка конкурентного статуса крупнейших компаний Российской
Федерации по итогам 2015 г. с целью выявления наиболее конкурентоспособных предприятий в условиях
макроэкономической нестабильности. Авторами показано, что недостаточная актуальность, а также несовершенство применяемой методики ранжирования не позволяют использовать существующие рейтинги
для оценки текущей конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Проанализированы основные методы оценки конкурентоспособности предприятий. Изложены основные принципы динамического подхода к оценке конкурентоспособности предприятий, приведен математический аппарат и алгоритм анализа,
раскрываются теоретические и методологические принципы, лежащие в основе динамического подхода.
Сформулированы методологические и методические преимущества динамического подхода по сравнению
с традиционными методами оценки конкурентоспособности предприятий. Рассматриваются практические
аспекты оценки и анализа конкурентоспособности предприятий на основе динамического метода. Проведены
расчеты по оценке конкурентоспособности крупнейших компаний Российской Федерации по итогам 2015 г.
Проведен анализ конкурентоспособности по отраслям. Показано, что в отличие от традиционных рейтингов,
которые, как правило, основываются только на одном показателе (чаще всего — выручке или капитализации
хозяйствующего субъекта, взятой за один отчетный период), ранжирование компаний с использованием
динамического подхода — более точный инструмент оценки их конкурентоспособности.
Продолжение...
|
|
№ 1(55)
28 февраля 2016 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Авторы: Шаститко А. Е., Паршина Е. Н. |
Стратегия ценообразования и инвестиционная стратегия компаний на двусторонних рынках в значительной
мере зависят от наличия перекрестного сетевого эффекта между двумя сторонами платформы. Максимизирующая прибыль платформа, принимая решения об уровне и структуре цен на предоставляемые различным
группам потребителей продукты, интернализует положительные экстерналии, расширяя масштабы трансакций. Настройка структуры цены, устанавливаемой платформой для различных сторон, может рассматриваться
как механизм интернализации перекрестного сетевого эффекта. Концепция двусторонних рынков обращает
внимание на проблему использования логики традиционных односторонних рынков для двусторонних рынков в целях применения антимонопольного законодательства. Показано, что проблемой также может стать
слишком широкая трактовка двусторонних рынков и использование «двусторонней» логики на традиционных
односторонних рынках. Объяснено, почему особенности двусторонних рынков накладывают определенные
ограничения и требуют новых подходов в части экономического анализа для целей применения антимонопольного законодательства. Производится сопоставление различных подходов к определению платформ как
объекта исследования, а также предпринимается попытка соотнести концепцию двусторонних рынков с такими традиционными концепциями, как теория внешних эффектов и ценовая дискриминация третьей степени.
Продолжение...
|
Законом о защите конкуренции установлен запрет для хозяйствующих субъектов на установление монопольно высокой цены товара. Данная статья посвящена исследованию монопольно высоких цен на основе
анализа теории установления цен для фирм с монопольной властью и значительного количества практического материала по данному вопросу. Результатом исследования являются предложенные методические аспекты,
которым необходимо следовать, анализируя факты выявления признаков монопольно высокой цены товара.
Продолжение...
|
|
№ 1(55)
28 февраля 2016 года
Рубрика: Теория предпринимательства Авторы: Пономарев О. Б., Светуньков С. Г. |
Статья посвящена рассмотрению проблемы определения базовых понятий теории предпринимательства.
С помощью сравнительного анализа определений понятия «предприниматель», сделанных классиками
экономической, социологической и психологической науки, выявляются отличия предпринимателя от других бизнес-персон. С помощью модели жизненного цикла предпринимателя отличительные черты сведены
в единую систему и дано более четкое определение понятия «предприниматель». Показано, что в результате
этого принципиально нового уточнения понятийного аппарата теории предпринимательства многие явления
предпринимательской деятельности становятся легко объяснимыми.
Продолжение...
|