В статье проводится сравнительный анализ влияния размера компании и структуры источников финансирования инвестиций на инвестиционную конкурентоспособность промышленных предприятий стран Западной
Европы (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия) и России. Источники данных — опрос EFIGE
и мониторинг конкурентоспособности обрабатывающей промышленности России. С помощью систем одновременных уравнений и межстранового сопоставления выявлены причины расхождения удельного уровня
инвестиций в российской экономике и странах Западной Европы. Одной из причин этого является ограниченность источников финансирования инвестиций для компаний малого и среднего бизнеса в России.
Продолжение...
|
|
Статья посвящена комплексному исследованию состояния конкуренции в выставочном секторе России
на основе модели Портера–Доунса с учетом процессов глобализации, диджитализации и дерегуляции.
Основное содержание исследования составляют оценки действующих в российском выставочном секторе
конкурентных сил. Подробно характеризуется нарастающая угроза выставкам со стороны мероприятий-
заменителей, альтернативных продуктов и инновационных технологий. Значительное внимание уделяется
анализу рыночных барьеров и угрозы, исходящей от новых «игроков» — сетевых выставочных проектов
со всемирно известными брендами, инициаторами которых выступают иностранные компании. Показано,
что в российском выставочном секторе существует острая конкуренция.
Продолжение...
|
|
Настоящая работа посвящена эмпирическому исследованию объединения трех высших учебных заведений
в Санкт-Петербурге. Данное объединение вузов является следствием реформ в области высшего образования
России: процессов укрупнения одних и сокращения других вузов, образования федеральных университетов, сокращения многочисленных непрофильных специальностей. В статье строится прогноз экономических последствий объединения в рамках коммерческой формы обучения для получения степени бакалавра.
В частности, получен прогноз о росте цен на коммерческие места, что объясняется низкой эластичностью
спроса на рынке высшего образования и другими факторами. Эмпирический анализ в статье реализован
по методу имитационного моделирования слияний, для чего были собраны данные о коммерческих местах
по рассматриваемым высшим учебным заведениям Санкт-Петербурга.
Продолжение...
|
|
В статье исследуется поведение гетерогенных (неоднородных) фирм, выпускающих дифференцированные
товары в условиях монополистической конкуренции. Показана важность неоднородности фирм в достижении
равновесия и общественного оптимума. В статье дается характеристика различных аспектов оценки моделей
равновесия на рынке монополистической конкуренции, а также оптимального общественного результата
(Парето-оптимума). Основная цель работы — моделирование рыночного равновесия при переменной эластичности спроса и эндогенной неоднородности фирм, что позволит найти оптимум между количеством
и разнообразием благ на рынке. Представленная модель позволяет ответить на нормативные вопросы:
о выборе между количеством и разнообразием продукции; о достаточности/избыточности предлагаемых
продуктов или их возможном дефиците; об эффективности технологий, используемых фирмами при производстве продуктов; об оптимальном размере конкурентно монопольных отраслей по отношению к остальной
экономике; о противодействии искажениям в работе рыночного механизма, свойственным монополистически
конкурентному рынку. В заключении представлены основные выводы, имеющие практическое значение для
целей разработки государственной (налоговой) политики.
Продолжение...
|
|
В статье дается авторское определение конкурентного статуса участника рынка, раскрывается понятие
конкурентной среды и конкурентной силы. Конкурентные статусы компаний выделены по их роли в инновационном преобразовании рыночной среды: инноватор, конформист, эксплуататор, нишевик. Автором
последовательно раскрываются особенности функционирования фирм в конкурентных статусах лидера,
претендента на лидерство, середняка (представителя массовки) и аутсайдера. Также выявляются основные
черты парных конкурентных диспозиций фирм с разными конкурентными статусами. Описываются отдельные тактические модели, реализуемые лидером против претендентов. Раскрывается содержание понятия
«бремя лидерства», а также формулируются «заповеди» лидера и претендентов на лидерство. В работе
дается толкование определения конкурентного статуса участников рынка на основании сравнения конкуренции в предпринимательстве с конкуренцией в природе (по А. Юданову), описываются конкурентный статус
дебютанта, типы дебютантов и приведены 10 правил успешного дебюта.
Продолжение...
|
|
№ 6(54)
30 декабря 2015 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Авторы: Козлитин Е. В., Авдашева С. Б. |
Оценка результативности предписаний органов конкурентной политики, выдаваемых как условие совершения сделок слияний — структурных и поведенческих, — остается спорным вопросом. В статье обсуждается
нетрадиционный вопрос — всегда ли важна форма предписания для решения непосредственных задач,
которые ставит орган конкурентной политики, и более того, важен ли для результативности предписания
факт его точного выполнения?
Проанализированы результаты невыполнения или неполного выполнения структурных предписаний, выданных ФАС России компании «Роснефть» при поглощении ТНК-ВР. Невыполнение условий предписаний
о продаже бензоколонок в регионах, где после слияния суммарная доля объединенной компании превысила
50%, не сочеталось с ростом розничных цен на моторное топливо, как показывают результаты анализа
методом разности в разностях. Иными словами, сама информация о том, что ФАС России будет пристально следить за ценами в этих регионах, оказалась достаточной для предотвращения потерь потребителей
от сделки слияния.
Продолжение...
|