8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№1(85) Февраль 2022 года

Содержание номера:

Вопросы обучения предпринимательству

Обучение предпринимательству сегодня является предметом пристального внимания образовательного сообщества. Важная составляющая такого обучения – проблематика предпринимательских коммуникаций, которые затрагивают все аспекты функционирования любого бизнеса. Внешние коммуникации направлены на обеспечение делового взаимодействия компании с такими заинтересованными сторонами, как клиенты, партнеры, конкуренты, органы государственной власти, инвесторы, а внутренние коммуникации – на повышение эффективности бизнес-процессов. Поэтому обучение предпринимательским коммуникациям является актуальной научной и практической задачей. Актуальность еще более возрастает в условиях интенсивного развития ИКТ и особенно в условиях пандемии, когда образовательный процесс в значительном объеме переходит в онлайн. Целью настоящей статьи является аналитический обзор российских и зарубежных практик обучения предпринимательским коммуникациям на образовательных платформах. В статье уточнено понятие предпринимательских коммуникаций и представлено их рассмотрение как предмета обучения, показано, что в научной литературе нет единства в толковании данного понятия. В большинстве источников оно замещено понятиями «бизнес-коммуникация», «деловая коммуникация». Представлен широкий обзор курсов обучения бизнес-коммуникациям на российских и зарубежных образовательных платформах, таких как «Открытое образование», Skillbox, «Нетология», Product Live, Product Star, Laba, «Яндекс.Практикум», Coursera, Udemy, EdX, MIT OCW, Alison. Наибольшее количество курсов по бизнес- коммуникациям представлено на платформах Coursera, Udemy и «Открытое образование». Контент выявленных курсов направлен на формирование персональной коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии – умение проводить переговоры и презентации, выступать публично и т. д., безотносительно предпринимательской специфики. Обосновано применение таких методов обучения предпринимательским коммуникациям, как хакатоны, митапы, VR- и АR-технологии. Показано, что для отработки предпринимательской коммуникации могут быть использованы следующие приложения: VirtualSpeech, Glue, MeetinVR, Stage.

В статье рассмотрены вопросы формирования предпринимательских компетенций обучающимися в различных образовательных программах, где предпринимательские дисциплины не являются профильными. Под непрофильными направлениями в рамках данной статьи мы условимся понимать образовательные программы для бакалавриата, которые нацелены на формирование специалистов профессий, отличных от предпринимателей, например профили «Управление проектами», «Финансы и кредит», «Спортивный менеджмент», «Event-менеджмент», «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе», «Маркетинг», «Гражданское право», «Экономическая безопасность» и т.д. Это подготовка к другой специальности, отличной от предпринимательства, поэтому предпринимательская компетенция для этих программ является общепрофессиональной. Обучение предпринимательству представляется актуальным для обучающихся на различных направлениях и профилях бакалавриата. Компетенция по предпринимательству является общепрофессиональной для непрофильных направлений, при этом встраивать ее в основную образовательную программу возможно в качестве профессиональной. Студенты могут открывать свое дело в малом и среднем предпринимательстве, инициировать внутрифирменное предпринимательство. Для системного обучения целесообразно внедрение модуля практики по проведению собственного стартапа с подключением к инфраструктуре по предпринимательству. Решению этой проблемы – построения системы обучения предпринимательству непрофильных направлений бакалавриата, и посвящена данная статья, ориентированная на следующие цели: а) выделить и описать компетенции в области предпринимательства для студентов управленческих, экономических, а в дальнейшем и других профилей высшего образования; б) представить систему обучения предпринимательству через модуль адаптированных учебных дисциплин из проверенного практикой комплекса курсов предпринимательского профиля образования; в) выделить главные темы курсов, входящих в состав модуля, и виды необходимых учебных занятий, которые позволят достичь требуемого уровня освоения предложенных компетенций. В данной статье представлен процесс выстраивания учебной части системы обучения предпринимательству студентов непрофильных направлений в продолжение публикаций ФИП, которое будет также детально раскрываться в последующих публикациях.

Статья посвящена рассмотрению вопроса обучения по программе «Предпринимательство» в российских колледжах, поднимаются вопросы специфики обучения данной профессии, необходимости овладения уникальными профессиональными компетенциями. В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования и пути его развития в области предпринимательства, описываются проблемы обучения предпринимательству в колледжах России, обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций развития среднего профессионального образования на примере Университета «Синергия» по программам обучения предпринимательству. В статье учитывается опыт работы федеральной инновационной площадки, действующей на базе Университета «Синергия», который реализует проект под названием «Модель инновационной системы непрерывного предпринимательского образования в высших учебных заведениях Российской Федерации». Обучение предпринимательству в колледже сопряжено с рядом особенностей: предпринимательство является профессиональной деятельностью с присущими ей трудовыми функциями; для занятия предпринимательством необходимо пройти регистрацию на добровольных началах; профессиональные интересы зачастую включают в себя личные, семейные, потребительские и прочие интересы; осуществление предпринимательской деятельности связано с риском и неопределенностью; в процессе обучения предпринимательству зачастую приходится руководствоваться рациональными мотивами и логикой; обучающиеся предпринимательству должны обладать профессиональной пригодностью к занятию своим делом. Данные особенности должны быть учтены в формах обучения предпринимательству в колледже, поэтому классические формы обучения не в полной мере соответствуют процессу обучения предпринимательству. В статье анализируются существующие формы обучения и предлагаются пути совершенствования обучения предпринимательству, а именно: включение большего количества практических дисциплин в учебные планы, привлекая для обучения преподавателей-практиков в области предпринимательства; повышение мотивации профессорско-преподавательского состава, в том числе путем увеличения заработной платы и введения нематериальных стимулов; проведение практических занятий и практик по предпринимательству в бизнес-инкубаторах и бизнес-центрах. Все это должно повысить качество обучения предпринимательству в колледже.

Конкурентоспособность бизнеса

Автор: А. Груднева

Поддержание высокого уровня конкурентоспособности является основной задачей любого предприятия в рыночной экономике, которая не может быть решена без определенных инвестиций. Актуальность исследования данной темы связана с тем, что в условиях турбулентности внешней среды и при ограниченных финансовых ресурсах предприятия правильный выбор направления инвестиционной деятельности становится одним из главных факторов конкурентоспособности. Цель исследования состояла в рассмотрении инвестиций в качестве фактора конкурентоспособности компании и определения влияния инвестиционной активности на уровень конкурентоспособности на примере рынка розничной торговли продовольственными товарами. Задачи исследования заключались в исследовании теоретических основ взаимосвязи инвестиций и конкурентоспособности компании, оценке конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации и сравнении уровня конкурентоспособности лидеров рынка с уровнем их инвестиционной активности. Для решения поставленных задач исследования в статье применялись методы системного анализа, сравнительного анализа, методы статистического анализа. По результатам проведенного исследования была установлена взаимосвязь между инвестиционной деятельностью и составляющими конкурентного потенциала компаний. В статье приведены статистические данные о состоянии конкуренции на рынке продовольственного ретейла Российской Федерации, отражены доли рынка крупнейших игроков. На основе данных финансовой отчетности компаний представлена информация об объемах инвестиций торговых сетей Российской Федерации за последние 3 года. На основе сопоставления данных о рыночной доле розничных продовольственных сетей и уровне их инвестиционной активности сделаны выводы о том, что между объемом инвестиций компании и долей ее рынка как одного из индикаторов конкурентоспособности существует прямая положительная связь. В статье также представлены перспективные направления инвестиционных вложений розничных продовольственных сетей для повышения уровня конкурентоспособности в стратегической перспективе.

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития российского сегмента рынка веб-услуг в онлайн-среде в мировом экономическом пространстве. Изучение современного рынка IT- компаний представляется чрезвычайно актуальным на сегодняшний день. Все больше и больше фирм нуждаются в переходе в цифровую среду в целях расширения возможностей бизнеса, оптимизации способов взаимодействия с клиентами, а также повышения конкурентоспособности и показателей экономической эффективности. Использование информационных технологий в бизнес-процессах становится чрезвычайно необходимым в условиях короновирусных ограничений, что повышает спрос на услуги IT-компаний. В связи с этим важно понять их базовые стратегии и оценить склонность к монополизации. «Ранее экономисты предполагали, что конкурентные рынки цифровых услуг меньше склонны к монополизации, чем рынки материальных продуктов. Сейчас на цифровых рынках можно наблюдать и монополизацию, и асимметрию информации, и внешние (сетевые) эффекты» [1]. Целью исследования является идентификация типа структуры российского сегмента рынка веб-услуг в онлайн- среде в мировом экономическом пространстве и оценка интенсивности конкуренции. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: определен релевантный рынок, проанализированы его основные характеристики и состав участников, тенденции трансформации в условиях COVID-19, обоснован выбор критериев анализа структуры российского сегмента рынка на платформе онлайн- биржи Upwork. Результаты основаны на эмпирическом исследовании статистической информации по новосибирским компаниям, функционирующим на площадке Upwork. Такие параметры рынка, как большое количество фирм, незначительная высота барьеров вхождения в отрасль, преобладание неценовой конкуренции, позволяют идентифицировать его как рынок монополистической конкуренции. В статье обозначены проблемы антимонопольного регулирования рынка веб-услуг, работающих на цифровых платформах, а именно: сложность их анализа и выделения «релевантного» рынка, размытость географических и продуктовых границ, растущий спрос. Систематизированы факторы, определяющие конкурентные преимущества фирм на рынке веб-услуг и портфель заказов, которые, в свою очередь, косвенно влияют на выбор стратегии. Авторами предпринята попытка описать мотивы поведения покупателей на рынке веб-услуг при удаленном выборе продавцов в онлайн-среде.

Промышленный Интернет вещей благодаря интеллектуальному взаимодействию присоединенных к интернету устройств и программ предоставляет громадные возможности в производстве, экономике, управлении сложными системами. Суть парадигмы конкуренции, предлагаемой промышленным Интернетом вещей, – в непрерывном изменении условий конкуренции благодаря новым стратегическим возможностям, извлекаемым из потоков больших данных промышленного Интернета вещей. Целью статьи является системный анализ конкурентоспособности промышленного Интернета вещей. В процессе работы были решены задачи исследования вкладов в конкурентоспособность системы промышленного Интернета вещей его функциональных подсистем: информационно-технологической, интеллектуальной, экономической, социальной и подсистемы информационной безопасности, исследования вклада в конкурентоспособность взаимодействия систем промышленного Интернета вещей. В качестве метода исследования был применен классический системный анализ. Научная новизна работы заключена в системном анализе конкурентоспособности системы промышленного Интернета вещей. Эффективное применение конкурентных преимуществ промышленного Интернета вещей существенно повышается в рамках взаимодействия систем промышленного Интернета вещей. Определены условия, при которых это сотрудничество наиболее эффективно. Рассмотрено информационное и интеллектуальное взаимодействие отдельных систем промышленного Интернета вещей через обмен услугами своих сервисов. Способность автоматически генерировать новые бизнес-модели является основой для создания конкурентоспособной многосторонней цифровой платформы. В статье предложены конкурентоспособные решения для всех уровней системы промышленного Интернета вещей, разработана архитектура системы промышленного Интернета вещей. Практическая значимость работы в том, что предложена основа для разработки конкурентоспособной системы промышленного Интернета вещей.

Практика предпринимательства

Актуальность вопроса заключается в том, что в настоящее время более важными, чем обычно, становятся вопросы экономической выживаемости и социальной защищенности людей на всех территориях. В ситуации ограниченных ресурсов конкурентное преимущество и поддержку получают по-настоящему креативные идеи. Одной из актуальных задач туристских территорий является создание новых туристических продуктов и переосмысление существующих с учетом снижения платежеспособности людей и растущего тренда внутреннего туризма. Целью исследования является попытка раскрыть потенциал креативного туризма в русле новых тенденций развития туристского продукта, а также обосновать целесообразность продвижения данного вида туризма не только для удовлетворения новых потребностей современных туристов, но и для решения проблемы сезонности туризма в отдельных регионах. Для достижения цели были поставлены задачи: изучить имеющийся опыт, проанализировать его и обосновать креативный туризм как фактор устойчивого развития туризма и преодоления сезонности. Методы исследования: теоретический анализ литературы и изучение нормативно-правовой базы в сфере туризма, системный подход, заключающийся в рассмотрении туризма в качестве системы, обладающей собственной сложной структурой и являющейся частью экономической системы региона, взаимодействующей с другими отраслевыми системами. В результате исследования предложен новый подход к представлению эффективной связи туризма с креативными индустриями, имеющий целый ряд потенциальных возможностей, результат которых выходит далеко за рамки растущего спроса на туристический опыт по развитию разных видов туризма. Помимо содействия устойчивому росту туризма в дестинациях, осуществление творческих событий оказывается чрезвычайно полезным из-за возможности их стратегического распределения в течение года, сводя проблему сезонности к минимуму, таким образом повышая конкурентоспособность сферы туризма и гостеприимства.

Автор: О. Осипенко

В статье по итогам исследования актуальной российской экономической, корпоративно-управленческой и арбитражно-судебной правоприменительной практики излагаются основные особенности состояния и трендов эволюции корпоративной конфликтности в Российской Федерации. В их числе рассмотрены такие взаимосвязанные тенденции: а) чрезвычайно высокая мера концентрации капитала отечественной экономики – корпоративных прав на бизнес-структуры и сохранение тренда на «вымывание» слоя микроминоритариев как фундаментальная предпосылка акционерных антагонизмов; б) гипертрофия «теневых» отношений в сфере отечественного корпоративного управления и высокая степень латентности принимаемых управленческих решений как источник конфликтности; в) активное применение сторонами корпоративного конфликта уголовно- правовых методов давления на прямого оппонента и его союзников; г) видная роль государства (РФ, ее субъектов, муниципальных образований) в сфере корпоративных конфликтов, не затрагивающих его легальные интересы напрямую; д) высокий уровень не располагающихся в легальном поле способов разрешения корпоративных конфликтов; е) сценарная трагичность протекания отечественных корпоративных споров в силу профессиональной неподготовленности значительной части «активных инвесторов», которая редко воспринимается ими в контексте неэффективности применяемых систем и способов управления компаниями; ж) жесткие разногласия субъектов системы корпоративного управления, которые обычно поражают значительную часть группы компаний, построенных по типу холдинга; з) внушительный объем корпоративных конфликтов в РФ, представленных взаимными упреками совладельцев паритетных компаний; и) корпоративная конфликтность в сфере умеренно крупного и среднего бизнеса, являющаяся следствием ориентации отечественной инвестиционной практики на сугубо краткосрочную перспективу; к) избыточная «психологизация» корпоративных конфликтов, отказ участников управленческого противостояния от эксплуатации критерия экономической эффективности соответствующих мер реагирования на нештатные корпоративные ситуации – сопоставления ожидаемых результатов и сопутствующих затрат.

Проекты нормативных документов

Автор: Ю. Рубин

-

Главный редактор