Статьи автора
|
В статье представлены результаты исследования по анализу программ предпринимательского образования уровня бакалавриата и магистратуры. Были выбраны российские вузы, заявившие программы такого рода, в которых изучены следующие параметры: доля бакалаврских программ предпринимательского образования среди всех программ уровня бакалавриата; доля магистерских программ предпринимательского образования среди всех программ уровня магистратуры; доля дисциплин в рамках программ предпринимательского образования, направленных на освоение hard skills («жестких навыков»); доля дисциплин в рамках программ предпринимательского образования, направленных на освоение soft skills («мягких навыков»). Проведенный анализ показывает:
• значительную неоднородность реализуемых программ предпринимательского образования с точки зрения баланса «жестких» и «мягких» навыков;
• преобладание «жестких» навыков, что в значительной степени контрастирует с общими трендами развития предпринимательского образования и возрастания роли «мягких» навыков, отмечаемые исследователями и экспертами;
• ограниченные масштабы реализации программ предпринимательского образования, неразвитость траекторий предпринимательского образования в сегменте естественнонаучных, социальных и технических направлений подготовки.
В статье на основе проделанного анализа предложены рекомендации по развитию программ предпринимательского образования.
Публикация представляет интерес для исследователей, преподавателей и экспертов в области развития предпринимательства.
Читать дальше...
Настоящая статья продолжает цикл публикаций, посвященных изучению программ предпринимательского образования в университетах России и их влияния на формирование сектора малого и среднего
бизнеса в нашей стране. Авторами проведено исследование программ предпринимательского образования на уровне магистратуры. В целом анализ свидетельствует о неразвитости предпринимательского
образования на магистерском уровне в российских университетах. Также данные подтверждают наличие
существенного разрыва между попытками предпринимательских активностей самих университетов и содержанием реализуемых ими программ магистерской подготовки.
Также среди итогов проведенного исследования можно отметить, что программы магистратуры в предпринимательском образовании являются потенциально наиболее перспективными и востребованными для
решения задач регионального развития. Анализ программ развития опорных вузов — новой группы российских университетов, формируемой для поддержки развития территорий, показывает, что большинство
университетов видят свои задачи в этой сфере, однако уровень накопленных практик пока не позволяет
говорить об устойчивости процесса создания новых программ магистратуры по предпринимательству.
Существенным методическим и содержательным ограничением формирования магистерских программ
по предпринимательству является нерешенность вопросов соотношения жестких и мягких компетенций
(hard и soft skills), опережающих компетенций (future skills) в системе подготовки магистров. Профессиональное сообщество до сих пор не выработало подходов к разработке учебных планов и программ, технологий обучения, соответствующих современным запросам предпринимательского образования. Дискуссионные площадки по этим темам единичны, в основном концентрируются в нескольких вузах и Российской
ассоциации обучения предпринимательству. Сложным вопросом остается вопрос учета образовательных
результатов, полученных в других вузах и типах программ предпринимательского образования, в частности мастер бизнес-администрирования (МВА). Совпадая по значительной части содержания, требований
и результатов обучения, они находятся в разных «весовых» категориях и затруднены к интеграции вопреки
здравому смыслу. Представляется, что сложившиеся подходы к финансированию магистратуры практически не дают шансов создать образовательные продукты нужного качества. Если не произойдет кардинальной смены нормативов финансирования, то линейка магистерских программ по большей части останется
слегка улучшенным бакалавриатом, в том числе и в магистратуре предпринимательского образования.
Читать дальше...
В статье рассматриваются вопросы обучения предпринимательскому образованию, роль оценки ущерба
и управления рисками при формировании компетенций будущих предпринимателей. Проведен анализ
отечественных и зарубежных подходов к формированию основных предпринимательских компетенций.
Подчеркивается важность умений предпринимателя анализировать и управлять рисками, в том числе
и от внешних антропогенных и природных воздействий. Проведенный анализ подтвердил, что важной
составляющей образовательных программ предпринимательского образования являются дисциплины,
связанные с оценкой ущерба и управлением рисками в предпринимательской деятельности. Статья содержит исследование образовательных программ бакалавриата и магистратуры 55 ведущих вузов России,
осуществляющих обучение по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика».
Исследование выявило низкий показатель средней доли дисциплин, формирующих компетенции в области оценки ущерба и управления рисками, а также преимущества образовательных программ по направлению «Экономика» при изучении данных вопросов. В статье поднимается проблема методического
обеспечения дисциплин по оценке ущерба и управлению рисками, а также описывается раннее исследование по оценке комплексного ущерба, проведенное в 2016 – 2017 гг., в ходе которого было впервые
предложено определение, классификация и методика оценки комплексного ущерба от пожаров, учитывающая вопросы оценки косвенного экономического, социоэкономического и эколого-экономического
ущерба. Разработанная методика позволит обучать будущих предпринимателей вопросам оценки ущерба
и управлению рисками.
Читать дальше...
В статье рассматривается динамика развития предпринимательского образования в российских университетах. Авторы провели обследование программ магистратуры и бакалавриата в вузах страны по состоянию
на текущий период в разрезе регионов. Это позволило сравнить современный уровень реализации программ предпринимательского образования с данными 2017 г., а также оценить состояние предпринимательских экосистем регионов по показателю обеспеченности подготовки предпринимателей вузами. Полученные
данные позволили установить рост числа программ предпринимательского образования бакалавриата и
магистратуры, а анализ статистических данных по состоянию предпринимательства — сформировать
проблему усиливающегося разрыва ориентаций студенческой молодежи на предпринимательскую деятельность и сужения предпринимательского сегмента в экономике страны. В статье даны рекомендации
по развитию предпринимательского образования, описаны ключевые направления и проблемы развития
этой сферы деятельности университетов.
Читать дальше...
|