8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Авторы

Яшин А. А.

Ученая степень
канд. экон. наук, доцент, УрФУ
E-mail
a.a.yashin@urfu.ru
Местоположение
г. Екатеринбург
Статьи автора

Предпринимательское образование в университетах страны: масштабы, виды программ, баланс компетенций

В статье представлены результаты исследования по анализу программ предпринимательского образования уровня бакалавриата и магистратуры. Были выбраны российские вузы, заявившие программы такого рода, в которых изучены следующие параметры: доля бакалаврских программ предпринимательского образования среди всех программ уровня бакалавриата; доля магистерских программ предпринимательского образования среди всех программ уровня магистратуры; доля дисциплин в рамках программ предпринимательского образования, направленных на освоение hard skills («жестких навыков»); доля дисциплин в рамках программ предпринимательского образования, направленных на освоение soft skills («мягких навыков»).
Проведенный анализ показывает: 
• значительную неоднородность реализуемых программ предпринимательского образования с точки зрения баланса «жестких» и «мягких» навыков; 
• преобладание «жестких» навыков, что в значительной степени контрастирует с общими трендами развития предпринимательского образования и возрастания роли «мягких» навыков, отмечаемые исследователями и экспертами; 
• ограниченные масштабы реализации программ предпринимательского образования, неразвитость траекторий предпринимательского образования в сегменте естественнонаучных, социальных и технических направлений подготовки. В статье на основе проделанного анализа предложены рекомендации по развитию программ предпринимательского образования.
Публикация представляет интерес для исследователей, преподавателей и экспертов в области развития предпринимательства.
Читать дальше...

Предпринимательское образование в магистратуре: текущее состояние и новые вызовы

Настоящая статья продолжает цикл публикаций, посвященных изучению программ предпринимательского образования в университетах России и их влияния на формирование сектора малого и среднего бизнеса в нашей стране. Авторами проведено исследование программ предпринимательского образования на уровне магистратуры. В целом анализ свидетельствует о неразвитости предпринимательского образования на магистерском уровне в российских университетах. Также данные подтверждают наличие существенного разрыва между попытками предпринимательских активностей самих университетов и содержанием реализуемых ими программ магистерской подготовки. Также среди итогов проведенного исследования можно отметить, что программы магистратуры в предпринимательском образовании являются потенциально наиболее перспективными и востребованными для решения задач регионального развития. Анализ программ развития опорных вузов — новой группы российских университетов, формируемой для поддержки развития территорий, показывает, что большинство университетов видят свои задачи в этой сфере, однако уровень накопленных практик пока не позволяет говорить об устойчивости процесса создания новых программ магистратуры по предпринимательству. Существенным методическим и содержательным ограничением формирования магистерских программ по предпринимательству является нерешенность вопросов соотношения жестких и мягких компетенций (hard и soft skills), опережающих компетенций (future skills) в системе подготовки магистров. Профессиональное сообщество до сих пор не выработало подходов к разработке учебных планов и программ, технологий обучения, соответствующих современным запросам предпринимательского образования. Дискуссионные площадки по этим темам единичны, в основном концентрируются в нескольких вузах и Российской ассоциации обучения предпринимательству. Сложным вопросом остается вопрос учета образовательных результатов, полученных в других вузах и типах программ предпринимательского образования, в частности мастер бизнес-администрирования (МВА). Совпадая по значительной части содержания, требований и результатов обучения, они находятся в разных «весовых» категориях и затруднены к интеграции вопреки здравому смыслу. Представляется, что сложившиеся подходы к финансированию магистратуры практически не дают шансов создать образовательные продукты нужного качества. Если не произойдет кардинальной смены нормативов финансирования, то линейка магистерских программ по большей части останется слегка улучшенным бакалавриатом, в том числе и в магистратуре предпринимательского образования.
Читать дальше...

Обучение предпринимательству и формирование компетенций, связанных с оценкой ущерба и управлением рисками

В статье рассматриваются вопросы обучения предпринимательскому образованию, роль оценки ущерба и управления рисками при формировании компетенций будущих предпринимателей. Проведен анализ отечественных и зарубежных подходов к формированию основных предпринимательских компетенций. Подчеркивается важность умений предпринимателя анализировать и управлять рисками, в том числе и от внешних антропогенных и природных воздействий. Проведенный анализ подтвердил, что важной составляющей образовательных программ предпринимательского образования являются дисциплины, связанные с оценкой ущерба и управлением рисками в предпринимательской деятельности. Статья содержит исследование образовательных программ бакалавриата и магистратуры 55 ведущих вузов России, осуществляющих обучение по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика». Исследование выявило низкий показатель средней доли дисциплин, формирующих компетенции в области оценки ущерба и управления рисками, а также преимущества образовательных программ по направлению «Экономика» при изучении данных вопросов. В статье поднимается проблема методического обеспечения дисциплин по оценке ущерба и управлению рисками, а также описывается раннее исследование по оценке комплексного ущерба, проведенное в 2016 – 2017 гг., в ходе которого было впервые предложено определение, классификация и методика оценки комплексного ущерба от пожаров, учитывающая вопросы оценки косвенного экономического, социоэкономического и эколого-экономического ущерба. Разработанная методика позволит обучать будущих предпринимателей вопросам оценки ущерба и управлению рисками.
Читать дальше...

Программы предпринимательского образования в современных российских университетах: региональный аспект

В статье рассматривается динамика развития предпринимательского образования в российских университетах. Авторы провели обследование программ магистратуры и бакалавриата в вузах страны по состоянию на текущий период в разрезе регионов. Это позволило сравнить современный уровень реализации программ предпринимательского образования с данными 2017 г., а также оценить состояние предпринимательских экосистем регионов по показателю обеспеченности подготовки предпринимателей вузами. Полученные данные позволили установить рост числа программ предпринимательского образования бакалавриата и магистратуры, а анализ статистических данных по состоянию предпринимательства — сформировать проблему усиливающегося разрыва ориентаций студенческой молодежи на предпринимательскую деятельность и сужения предпринимательского сегмента в экономике страны. В статье даны рекомендации по развитию предпринимательского образования, описаны ключевые направления и проблемы развития этой сферы деятельности университетов.
Читать дальше...

Главный редактор