Настоящий материал — это ответ на статью Ю. В. Таранухи «К вопросу об универсальности или единой теории конкуренции». Показано, что не существует универсального
определения термина «конкуренция», пригодного для решения всех задач, связанных
с этим понятием. Доказано, что системный подход к конкуренции, предложенный в статье
Ю. В. Таранухи, не отвечает принципам системного подхода в трактовке Ст. Л. Оптнера — С. Никанорова. Читать дальше...
Предлагается принципиально новый подход к конструированию продуктовых и географических границ товарных рынков, учитывающий организационные и информационные особенности антимонопольного регулирования. Показана неоднозначность понятия «продуктовые границы рынка». Применительно к разным трактовкам этого понятия рассмотрены различные алгоритмы конструирования (расчета) продуктовых границ рынка. Предложена схема организации сбора и обработки информации о границах товарного рынка, являющегося объектом антимонопольного расследования. Читать дальше...
Сопоставляются два метода определения границ товарных рынков: тест гипотетического монополиста (SSNIP) и метод попарного сопоставления. Показаны преимущества метода попарного сопоставления по отношению к SSNIP. Читать дальше...
Рассматриваются две задачи, связанные с нормативным порядком определения временного интервала анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления
доминирующего положения хозяйствующего субъекта: а) выбор временных интервалов
анализа и б) оценка стабильности рынка. Применительно к товарному рынку, на котором
действует один или несколько хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее
положение, предлагается принципиально новый подход к решению названных задач,
позволяющий
исключить неоднозначность решений, свойственную нормативным методам решения этих задач. Предложены понятийные модели экономических терминов,
которые используются в предлагаемом подходе. Обсуждаются возможности предложенных понятийных моделей.
Читать дальше...
Рассматриваются альтернативные алгоритмы использования теста гипотетического монополиста для решения задачи о границах товарного рынка в рамках антимонопольного расследования. Обозначены трудности,
возникающие при практическом использовании нормативного алгоритма этого теста, предусмотренного
в приказе ФАС России от 28.04.2010 № 220. Предлагается модифицированный алгоритм теста, существенно
уменьшающий объем исходных данных и позволяющий в форме компактной и удобной таблицы представить переход от исходных данных к границам рынка. Даны условные численные примеры, поясняющие
альтернативные алгоритмы.
Читать дальше...
Предлагается метод расчета продуктовых и географических границ товарного рынка по исходным данным, полученным антимонопольным органом от продавцов и покупателей, участвующих в опросе в рамках антимонопольного расследования. Метод включает специальную терминологию; формы представления исходных данных; экономико-математическую модель товарного рынка, предназначенную для расчета границ и состава участников рынка. Метод обеспечивает полную компьютеризацию обработки исходных данных, полученных антимонопольным органом от участников опроса.Рассматриваются преимущества предлагаемого метода по сравнению с нормативным методом SSNIP («Тест гипотетического монополиста»). Читать дальше...
|