Управление бизнесом в конкурентной среде |
|
|
Актуальность темы обусловлена возрастающей ролью коучинга в повышении эффективности управления и адаптации сотрудников организации к изменениям в ее конкурентной среде. Одним из ключевых аспектов конкурентной среды организации является скорость изменений. Становится всё труднее достичь устойчивого конкурентного преимущества, поскольку инновации быстро копируются конкурентами. В такой среде успех организации зависит не только от технологий или рыночных стратегий, но и от уровня компетенций и гибкости ее сотрудников, здесь коучинг играет решающую роль. Статья посвящена обоснованию методологического подхода к исследованию коучинг-менеджмента: рассматриваются ключевые аспекты, связанные с системным анализом данного феномена и его влиянием на управленческие процессы и конкурентоспособность в современной организации. Новизна результатов исследования заключается в выборе подхода к исследованию коучинг-менеджмента в организации, включающем различные подходы, такие как системный, проектный и личностно-ориентированный, что позволяет всесторонне оценить влияние коучинга на организационные процессы, направленные на повышение конкурентоспособности организации, а также в разработке моделей оценки влияния коучинг-менеджмента на конкурентоспособность и трудовое поведение. Основные методы, применяемые в работе, включают моделирование, системный анализ и проектирование взаимодействий коучинга с другими управленческими практиками. В процессе исследования были выявлены основные характеристики коучинг-менеджмента, такие как адаптивность, ориентированность на результат и динамичность, а также их влияние на трудовое поведение и организационные изменения. Результаты исследования подтверждают, что применение комплексного методологического подхода способствует углубленному пониманию коучинга как управленческого инструмента. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии подходов к изучению коучинг-менеджмента в условиях конкурентной среды, а практическая значимость – в предложениях по внедрению коучинговых практик для повышения управленческой эффективности и конкурентоспособности в современных организациях.
|
---|---|
|
В статье рассмотрены причины, побуждающие предпринимателей ограждать часть своих сотрудников от регулярного менеджмента с целью повышения конкурентоспособности предприятия; персонифицировать менеджмент в отношении некоторых сотрудников или их групп, выводить их из-под действия общих правил. Систематизированы результаты исследования в форме проведенной автором серии интервью с владельцами малого и среднего бизнеса. Выявлены основные направления персонификации системы менеджмента, обусловленные удержанием и привлечением внутренних и внешних ресурсов, критически важных для менеджмента участия предприятия в конкуренции. Установлено, что объектом ограждения от общего менеджмента чаще всего выступают носители критически значимых интеллектуальных компетенций; высококвалифицированные представители «неофисного» труда; сотрудники, принимающие нестандартные самостоятельные решения, как правило, в области отношений предприятия с внешним миром (клиенты, конкуренты, силовые структуры и т. п.); сотрудники, вовлеченные в производство уникальных объектов и продуктов. Рассмотрено проявление в истории менеджмента сюжетной линии, признающей субъектность за объектом менеджмента. Сформулировано понятие «субъект-ориентированный менеджмент». Выделена область применения субъект-ориентированного подхода и даны практические рекомендации по его применению при проектировании систем управления предпринимательскими организациями.
|
Цифровая трансформация бизнеса |
|
|
В статье рассматриваются особенности внедрения гибких методологий в процесс разработки программного обеспечения в сфере телекоммуникационных услуг. Большая потребность в ИТ-продуктах заставляет их производителей искать новые решения и подходы, способствующие сокращению времени на разработку без негативного влияния на качество конечного продукта. Изменение процессов разработки ПО затрагивает как его техническую, так и бизнес-сторону, в том числе управление. Несмотря на существование большого количества современных методологий управления, выбор наиболее подходящей является сложным процессом, так как требует тщательной постановки целей и критериев поиска. От того, насколько правильно подобрана модель управления разработкой ПО, зависит успех как компании-исполнителя, так и компании-заказчика. Целью исследования является унификация гибкой методологии управления разработкой ПО в сфере телекоммуникационных услуг. Задачами являются модернизация системы управления разработкой ПО на базе Kanban и языка UML и проработка этапов внедрения методологии. Методическую основу исследования составили такие методы, как анализ и систематизация, которые включают системный, комплексный и сравнительный подходы, а также эксперимент. Научная новизна работы заключается в создании унифицированной модели управления разработкой ПО для телекоммуникационного сектора. В статье отмечается, что основу унифицированной модели составляют этапы внедрения методологии Kanban, посредством которой было сокращено количество фаз процесса управления разработкой ПО и, следовательно, время на реализацию проекта. Авторы подчеркивают, что разработанная унифицированная модель может быть использована не только в управлении разработкой ПО сферы телекоммуникационных услуг, но и в любом другом проекте разработки ПО, независимо от сферы деятельности.
|
Региональное развитие и управление |
|
|
В условиях глобальной экономики и растущей конкуренции внутри страны и на международном рынке важным фактором устойчивого экономического роста является развитие предпринимательских экосистем. Автором статьи разграничены понятия «предпринимательская экосистема» и «кластер». В новом взгляде на предпринимательские экосистемы как динамические структуры, проходящие через этапы рождения, формирования, развития, зрелости, стабилизации, обновления или упадка по авторской методике особое внимание уделяется механизму продления этапов роста за счет влияния кластеров. Интеграция теории жизненных циклов и кластеров дает новый взгляд на предпринимательские экосистемы через призму кластеров. Новизна заключается в роли кластеров как эффективного подхода, способствующего взаимодействию между бизнесом, государством и наукой для ускорения инновационных процессов, создания устойчивых сетей сотрудничества, привлечения инвестиций и снижения барьеров для выхода новых участников на рынок. Для обоснования принятого решения о выборе крупнейших предпринимательских экосистем проведен сравнительный анализ для Новосибирской области в разрезе регионов Сибирского федерального округа, для Республики Татарстан – в разрезе регионов Приволжского федерального округа. Анализ отраслей экономики исследуемых регионов выявил, что предпринимательские компании не только действуют в основных, но и формируют смежные отрасли. Установлено, что отраслевое объединение приводит к созданию новых отраслей шестого технологического уклада и производству конкурентоспособных товаров и услуг, что создает дополнительную потребность в инвестициях для развития инновационной деятельности предпринимательскими компаниями экосистем. Обосновано применение инструмента OTSW-анализа (по методике В. Л. Квинта). Данная статья поможет определиться с подходом при принятии управленческого решения для увеличения жизнедеятельности предпринимательской экосистемы. Формирование кластеров позволит улучшить взаимодействия между участниками экосистемы, развивать предпринимательство и стимулировать инновации в регионах страны.
|
|
Статья посвящена анализу воздействия, которое изменение структуры инвестиций в формирование ресурсного потенциала отраслей региональной экономики оказывает на величину регионального мультипликатора инвестиций и, как следствие, валового регионального продукта. В статье проведен анализ, основанный на силе влияния разных видов производства продукции на величину регионального мультипликатора инвестиций. Предложена модель, формализующая зависимость величины регионального мультипликатора инвестиций от структуры распределения инвестиций в формирование ресурсного потенциала разных видов производства продукции региональной экономикой. Сделан вывод о том, что изменение структуры инвестиций при прочих равных условиях способно привести к дополнительному увеличению значения валового регионального продукта (ВРП). На региональном уровне это повысит конкурентоспособность экономики региона за счет повышения эффективности использования ресурсов. На национальном уровне дополнительное стимулирование роста региональных ВРП приведет к росту валового внутреннего продукта (ВВП). Актуальность исследования, связанного с анализом направлений повышения эффективности использования региональных ресурсов, возрастает в условиях нехватки этих ресурсов (трудовых, финансовых) в современной российской экономике. В работе использованы методы эконометрического анализа. Практическое значение работы заключается в том, что предложенная в ней модель может быть использована для разработки экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности региональных экономик, а также увеличение ВВП. Использование результатов, полученных в исследовании, позволит повысить эффективность функционирования экономик регионов Российской Федерации.
|
|
Российская Федерация, обладая масштабным региональным пространством, характеризуется высоким уровнем его неоднородности. Для регионов важное значение в вопросах развития территории играет уровень доступности, который позволяет расширять его пространственные границы для торгово-хозяйственных связей. Территории, имеющие удаленное расположение, обладают возможностями развития внешнеэкономического сотрудничества, так как в большинстве случаев это приграничные регионы. Основным проявлением отрицательного влияния периферийных территорий является высокий уровень удаленности от других регионов и рынков страны. Наличие эффекта удаленности сокращает возможности увеличения доли рынка посредством выхода на другие российские рынки. Дополнительным негативным проявлением удаленности территории от центра страны признается наличие затрат транспортно-логистического проявления, которые добавляются к основным производственным издержкам. В рамках исследования рассмотрено влияние фактора удаленности территории от центра Российской Федерации. Уровень удаленности определяется в результате расчета индекса периферийности по российским регионам. Полученный результат по регионам РФ позволил определить группу центральных и периферийных регионов. Предложено рассмотрение нескольких групп регионов: центральные, периферийные регионы и регионы СЗФО, что определяет объект исследования. Целью исследования является оценка региональной неоднородности территорий, имеющих различный уровень удаленности от центральной части Российской Федерации. Исследование поводится с использованием статистической информации и данных Росстата. Проведение сравнительных оценок выделенных групп регионов основывается на применении процедуры ранжирования, сравнительного и пространственного анализа. Оценка неоднородности использует ранговой метод в качестве инструмента. Полученные результаты могут применяться при написании стратегических документов развития территорий, а также программ развития приграничных регионов.
|
Практика предпринимательства |
|
|
Данная статья посвящена комплексному исследованию феномена «корпоративные традиции», который приобретает всё большее значение в практике арбитражных судов и становится важным инструментом корпоративного управления. Корпоративные традиции рассматриваются как совокупность сложившихся в корпоративной практике негласных правил и алгоритмов принятия решений, которые, несмотря на отсутствие их прямого закрепления в российском законодательстве, активно используются в процессе урегулирования корпоративных споров и регулирования управленческих отношений. Автор предпринимает попытку системного анализа данного феномена, отвечая на целый ряд исследовательских вопросов, включая определение сегментов корпоративного управления, где традиции оказываются наиболее значимыми. Особое внимание уделено изучению роли корпоративных традиций в стратегии и тактике разрешения конфликтов, в том числе при противостоянии интересам оппонентов. В статье анализируются социально-регуляторные особенности корпоративных традиций, их место в системе корпоративных институтов России и возможности применения в рамках внесудебных процедур. Исследование также касается проблем взаимодействия корпоративных традиций с такими принципами гражданского права, как добросовестность, разумность и свобода договора, что позволяет выявить правовые аспекты их применения в различных контекстах. Автор акцентирует внимание на ключевых сегментах корпоративного управления, где традиции играют особую роль: это процессы распределения ресурсов, заключение ключевых сделок, принятие управленческих решений и регулирование корпоративного поведения участников. Важным аспектом исследования является анализ судебной практики, в которой корпоративные традиции выступают дополнительным аргументом в толковании норм права, а также исследование эстоппеля как инструмента стабилизации управленческих процессов. Работа демонстрирует прикладной потенциал корпоративных традиций, подчеркивая их значимость для повышения устойчивости договорных отношений, регулирования внутренней корпоративной среды и управления конфликтами. Статья открывает перспективы для дальнейших исследований, таких как изучение роли традиций в конкурентоспособности организаций, разработка методов управления корпоративной культурой и анализ их влияния на стратегическое развитие компаний.
|
|
Репутационный маркетинг – новое направление маркетинговой деятельности современных организаций. Целью его внедрения в организациях является создание взаимовыгодных отношений с потребителем, систематическое изучение покупателей, сбор их отзывов на товары фирмы и формирование соответствующей реакции. Руководители современных компаний всё больше внимания начинают уделять репутации фирмы, с одной стороны, с целью укрепления конкурентных преимуществ, с другой стороны, с целью защиты бизнеса в условиях расширения использования различных маркетинговых интернет-инструментов. Маркетинговая деятельность сопряжена с постоянными вызовами факторов внешней среды, что приводит к необходимости изыскания новых путей и способов поиска конкурентных преимуществ. Репутационный маркетинг в этой связи призван минимизировать риски, связанные с потерей доверия потребителей и к компании, и к ее продукции. Эффективное управление репутационым маркетингом может усилить позиции компании. Имеющиеся в распоряжении авторов научные труды в области репутационного маркетинга показывают, что они в значительной степени не систематизированы и исследуют формирование репутации компании на основе внедрения конкретного инструмента диджитал-маркетинга. В рамках выполнения настоящей работы предлагается рассматривать репутационный маркетинг с точки зрения стратегического подхода, выступающего основой формирования конкурентного преимущества компании и обеспечивающего установление долговременных взаимоотношений с потребителями. Целью проведения исследования является разработка механизма эффективного внедрения репутационного маркетинга в деятельность современных компаний в направлении установления долговременных взаимоотношений с потребителями. В работе обобщена научная литература, посвященная формированию репутационного маркетинга в компаниях, обоснованы области применения репутационного маркетинга. Научная новизна исследования состоит в разработке последовательности действий по внедрению в деятельность организаций репутационного маркетинга на основе стратегического подхода. Практическая значимость нашла отражение в разработке модели управления репутационным маркетингом в организации.
|