8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

События

28.10.13

V ежегодная конференция газеты "Ведомости" - "Антимонопольное регулирование в России"

25 октября 2013 года в Москве состоялась V ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России», организованная газетой «Ведомости» и НП «Содействие развитию конкуренции», при поддержке Федеральной антимонопольной службы РФ.

С программой и материалами конференции можно ознакомиться по ссылке.

 

Ключевым в программе конференции стал доклад руководителя ФАС Игоря Артемьева.

Игорь Артемьев посвятил своё выступление новеллам 4-го антимонопольного пакета.

Как отметил руководитель ФАС, нормы пакета направлены на создание новых источников роста нашей экономики и развитие конкуренции, как стимула экономических преобразований в стране.

В целом поправки предусматривают концентрацию ФАС на крупных делах.

Руководитель ФАС в своем выступлении рассказал о следующих поправках в антимонопольное законодательство:

 

1) исключение запрета на злоупотребление доминирующим положением, если такие  действия доминаторов приводят только к ущемлению интересов отдельных лиц и не связаны с предпринимательской деятельностью и ограничением конкуренции. Сейчас таких дел более 1200 в год. С вступлением исключения в силу ФАС РФ перестанет заниматься такими делами, а будет переправлять таких заявителей в Роспотребнадзор.

2) полный отказ от уведомлений о сделках экономической концентрации. Эта поправка уже принята в первом чтении. В случае отказа более 2 000 уведомлений не придётся подавать предпринимателям.

3) поправки, делающие невозможным одновременное взыскание незаконно полученного дохода и оборотных штрафов.

4) поправки, предусматривающие отмену ст. 6, применение которых позволяет признавать хозяйствующих субъектов с долей менее, чем 35 % занимающими доминирующее положение.

5) исключаются антимонопольные требования к торгам частных компаний. Сейчас они трудновыполнимы и мешают бизнесу. Требования будут применяться только к тем торгам, которые являются обязательными по законодательству РФ. Здесь Артемьев И.Ю. выразил неудовлетворение "выхолощенным 223-ФЗ, но сказал, что приходится его применять таким, какой есть..."

6) ограничивается возможность создания ГУПов и МУПов органами власти. Эти поправки призваны уменьшить государственное вмешательство в экономику. Артемьев И.Ю. заявил: "Не могут ГУПы и МУПы создаваться на конкурентных рынках".

7) конкретизируется порядок применения антимонопольных требований к действиям и соглашениям по использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

8) поправки, ограничивающие антимонопольный орган в части выдачи предписаний об опубликовании правил торговой практики: устанавливается закрытый перечень условий, подлежащих включению в торговую практику, направленных на обеспечение недискриминационного доступа к товару, на рынке которого субъект занимает доминирующее положение.

9) уточняется порядок согласования с антимонопольным органом и вводится предварительный контроль за соглашениями о совместной деятельности. Устанавливается возможность признания соглашений допустимыми и определяется порядок нотификации таких соглашений.

10) определяется правовой статус Президиума ФАС. Артемьев отметил, что в США политические партии и общественные организации направляют своих представителей в главный антимонопольный орган страны. У нас это не разрешает Конституция, однако значимость Президиума с повышением статуса возрастает.

С 1 января 2015 года Президиум ФАС наделяется функциями по пересмотру решений территориальных управлений ФАС РФ.

И. Артемьев назвал достижением ФАС РФ расширение института предупреждения и предостережения. Более, чем по 50 составам действует этот институт. Благодаря этому количество дел сократилось в 2013 году до 27,7%.

Руководитель ФАС также сообщил, что в июле 2013 года комитет по конкуренции ОЭСР признал соответствие политики защиты конкуренции ФАС РФ  стандартам ОЭСР.

 

 

В рамках второй сессии конференции «Антимонопольное регулирование в России» (г. Москва) заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов огласил результаты голосования, в результате которого были определены основные события антимонопольной политики 2013 г.

Первое место, по результатам голосования, организованного газетой «Ведомости», занял проект закона о коллективных исках – 22%.

Второе место - изменение правил закупок по 223-ФЗ – 16%.

Третье место – проект поправок в статью 178 УК РФ в части сужения сферы ее применения для особо опасных картелей и освобождения от уголовной ответственности первого обратившегося лица –14%.

Также внимание общественности было уделено таким событиям, как:

принятие ФАС России «Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2014 гг.»,

инициатива об отмене закона о естественных монополиях,

распространение компетенции ФАС России на сферу защиты прав потребителей,

законопроект об исключении уведомительного контроля по сделкам экономической концентрации,

а также ликвидация унитарных предприятий в конкурентных отраслях экономики.

 

 «Неудивительно, что первое место заняли коллективные иски. Они позволят гражданам, пострадавшим в результате нарушений антимонопольного законодательства, возместить убытки. Нарушитель понесет не только уголовную или административную ответственность, но и наказание перед пострадавшими лицами», – прокомментировал Андрей Цыганов.

Эту инициативу ФАС России поддержала Наталья Коростелева, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Она считает, что коллективные иски будут служить сдерживающим фактором: «Они заставят сто раз подумать, перед тем как совершить антиконкурентные действия».

 

Как отметил Андрей Цыганов, «коллективные иски – это одно из мероприятий Дорожной карты, по реализации которых ФАС России стала головным координатором. Срок исполнения по коллективным искам наступит достаточно скоро. Однако мы понимаем, что этот вопрос займет не несколько месяцев. Нужно учитывать разные точки зрения».

 

Некоторые из рисков обозначила Александра Нестеренко, президент Объединения корпоративных юристов. Это возможность появления большого количества необоснованных исков, увеличения издержек компании, что, в свою очередь, приведет к росту цен, и снижение предпринимательской активности. Однако она уверенна, что ФАС России в результате примет взвешенное и обоснование решение, которые будет учитывать все стороны этого вопроса.

 

Кроме этого, в рамках конференции был поднят вопрос о том, как повысить место ФАС России в рейтинге конкурентных ведомств мира.

 

По мнению, Андрея Цыганова, чтобы из двадцатки лучших попасть в десятку «необходимо продолжить работу по сокращению количества обращений об ущемлении частных лиц, при этом ориентировать законодательство на их интересы, и конечно, ориентироваться на лучшие мировые практики».

 

Как прокомментировала Елена Соколовская, руководитель практики антимонопольного регулирования «Пепеляев групп», «быть в двадцатке – это уже большой успех. Но чтобы попасть в десятку, нужно работать над качеством дел».

 

Работа ФАС России в этом ключе уже ведется. Как отметила Светлана Авдашева, заместитель директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ: «Борьба качества с количеством продолжается: количество дел уже снизилось на 11% и продолжает снижаться».

 

«Антимонопольное законодательство охватывает все сферы экономики без исключений. Нашими клиентами может оказаться каждый нарушитель антимонопольного законодательства. Но мы стремимся сузить их круг и сосредоточиться на действительно важных делах», – резюмировал Андрей Цыганов.


Главный редактор