8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№4(70) Ноябрь-декабрь 2018 года

Содержание номера:

Отраслевые рынки

Автор: С. Якунин

В данной статье проводится анализ структуры формирования банковского сектора России. Автором рассматривается, как и каким образом специфическая олигопольная структура повлияла на формирование современной структуры банковского сектора. Показаны причины, по которым экономика в период кризиса требует выявления той доли рынков, которые находятся в состоянии молчаливого сговора. Рассмотрены особенности становления банковских систем Китая и России, переход к секторальному принципу обслуживания клиентов государственными банками. Выявлено, что, обеспечивая стабильность банковской системы страны, государство тем самым обеспечивает условия доминирования крупных государственных банков и переход к секторальному обслуживанию экономики. Отмечено, что при ужесточении регулятивных требований существует высокий риск перехода небольших участников банковского рынка в «теневой» сектор.

В статье затрагиваются изменения банковского сектора, которые способствуют увеличению конкуренции на рынке банковских услуг между кредитно-финансовыми организациями и технологическими компаниями. Приведена классификация финтехорганизаций в зависимости от сторон, участвующих в сделке, отражаются наиболее важные составляющие «Второй платежной директивы». Указаны категории провайдеров платежных услуг, описаны три варианта стратегического развития банков. Сформулированы цели внедрения «Второй платежной директивы». Представлена позиция Банка России к директиве. Перечислены страны, в которых активно начали использовать API. Выделены основные последствия внедрения директивы для банков Европейского союза.

Автор: А. Васильев

В статье описывается формализованность внутривузовской системы управления конкурентоспособностью как приоритетный критерий классификации вузов. Три уровня формализованности внутривузовской системы управления конкурентоспособностью выделяются и характеризуются с точки зрения документов и документооборота, конкурентных действий и иных элементов внутривузовской системы управления конкурентоспособностью. Ключевым для реализации управления конкурентоспособностью вуза является отсутствие содержательного разрыва между утвержденными документами; организационными и административными действиями по осуществлению документооборота; конкурентными действиями по разработке и принятию стратегических, тактических и ситуационных управленческих решений; стратегическими, тактическими и ситуационными конкурентными действиями по реализации принятых управленческих решений.

Теория конкуренции

Автор: И. Князева

Создание широкого спектра образовательных программ и мероприятий по формированию конкурентной культуры в обществе позволяет обеспечить наряду с контрольно-надзорными мерами, реализуемыми в рамках законодательства о конкуренции, эффективную конкурентную среду. В статье рассмотрены теоретические положения, характеризующие роль конкурентной культуры в формировании благосостояния общества, представлен авторский контент-анализ восьми образовательных стандартов и 300 образовательных компетенций. Аналогичный анализ представлен при аудите положений профстандартов, отражающих управленческий и экономический виды деятельности. Предложена краткая характеристика основных положений профессионального стандарта «Специалист по конкурентному праву», утвержденного 9 октября 2018 г. Специальный раздел посвящен вопросам рассмотрения деятельности по предотвращению антимонопольных рисков при реализации программ антимонопольного комплаенса как инструмента адвокатирования конкуренции и формирования проконкурентной культуры в обществе.

В послании Федеральному cобранию президент Российской Федерации указал на необходимость формирования в стране цифровой экономики. Программа «Цифровая экономика», утвержденная Правительством страны, включает объемный комплекс мер по созданию условий для развития цифровой экономики и содержит пять направлений: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технологических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность. Основная цель программы — создание экосистемы цифровой экономики страны, в которой обеспечено эффективное взаимодействие между бизнесом, научно-образовательным сообществом, государством и гражданами. «Аналитика и данные» являются одним из важнейших срезов внутри каждого из этих направлений. Невозможно анализировать и проектировать будущее при недостаточном понимании ситуации здесь и сейчас. В связи с этим актуальными представляются исследования, в которых предпринимаются попытки подготовительных работ, которые необходимо произвести для преобразования информации в цифровую форму, прежде чем новый инструмент фундаментальных изменений будет использован в экономической практике.

Теория предпринимательства

России по видам и подвидам экономической деятельности. Для оценки специализации использовалась информация по численности работников, занятых на таких предприятиях. Кроме того, изучена удельная численность работников в расчете на одно предприятие по восьми наиболее значимым видам экономической деятельности. В качестве информационной базы использованы данные сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 г., проведенного Федеральной службой государственной статистики. Показано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели специализируются не на всех, а только на определенных подвидах деятельности. Определена отраслевая структура деятельности малых и средних предприятий. Сложившаяся численность работников, занятых на одном предприятии, существенно дифференцирована в зависимости от специализации предприятий на различных видах экономической деятельности, а также их территориального расположения. По итогам исследований были получены новые знания и инструменты для оценки сложившейся специализации МСП в отраслях и регионах. Эта информация может быть использована в исследованиях по проблемам экономики и управления предпринимательством, а также для обоснования программ развития предпринимательского сектора на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Антимонопольное регулирование

Текущее дело ФАС России в отношении крупнейших операторов сотовой связи в связи с неоправданным назначением ими разных цен за услуги связи во внутрисетевом роуминге и в домашнем регионе ставит вопрос о том, насколько корректно считать такие услуги «одним и тем же товаром» в понимании антимонопольного определения границ рынков. Для услуг связи характерна высокая степень комплементарности, в том числе трансакционной. В антимонопольной практике для определения границ рынков в подобных ситуациях, кроме узкого способа определения границ, применяются подходы кластерных рынков и рынков товаров в наборах. В статье подробно рассматриваются данные подходы, описываются критерии их использования и обосновывается применимость данных подходов к услугам сотовой связи.

В настоящее время в России активно обсуждается необходимость и возможные последствия отмены национального и внутрисетевого роуминга. При этом опыт Европейского союза по отмене роуминга внутри объединения хотя и относится в первую очередь к межнациональному роумингу, тем не менее иллюстрирует многие из вопросов, с которыми сталкиваются участники российского рынка. Обобщение данного опыта — один из источников идентификации практических вопросов, а также вариантов их решения. Данная статья систематизирует опыт ЕС по отмене роуминга между странами-членами, выделяя основные структурные альтернативы регулирования, принципы и методы их сопоставления, а также проливая свет на примененные технологии институционального проектирования. Изучение опыта ЕС позволяет сформулировать набор «лучших практик», актуальных и при попытках изменения системы внутрисетевого роуминга в России: последовательный подход к реформе, оценка эффектов для операторов и рядовых потребителей услуг мобильной связи, обязательная корректировка мер по итогам промежуточных результатов.

Автор: А. Шаститко

Статья посвящена вопросу ценовой дискриминации, в частности нормам, на основании которых осуществляется контроль ценовой дискриминации в России. Анализ проводится на основании экономической теории ценовой дискриминации и практики правоприменения соответствующих норм в США и Европе. Задача данной статьи состоит в том, чтобы выявить слабые места правовой базы и практики контроля ценовой дискриминации в России. На основании проведенного анализа было установлено, что, во‑первых, на настоящее время нормы о ценовой дискриминации создают правовую неопределенность; во‑вторых, применение подхода per se к практике ценовой дискриминации в России не дает реализоваться многим положительным эффектам такой практики; в‑третьих, нормы о ценовой дискриминации в России могут быть недостаточными для пресечения некоторых видов ценовой дискриминации, которые имеют отрицательные эффекты, в частности ценовая дискриминация, не подразумевающая наличия у компании доминирующего положения на рынке. Актуальность исследования обусловлена появлением ряда дел по ценовой дискриминации в России, в частности, нашумевшего дела Федеральной антимонопольной службы о разнице в цене на услуги мобильной связи внутри «домашнего региона» и за его пределами (внутрисетевой роуминг).

Национальная конкурентоспособность

В данной статье рассматриваются вопросы конкурентного положения Ярославского региона при формировании механизмов устойчивого развития. Авторами предлагается метод исследования, основанный на оценке тенденций инновационно-инвестиционных составляющих, анализе социально-экономических показателей исследуемой территории и развитии кластерных инициатив. Анализ инновационной деятельности региона проводится по следующим параметрам: инновационное развитие и инвестиционный климат. Авторами представлены определяющие факторы процесса инновационной трансформации социальноэкономического развития исследуемого объекта.

Достижение экономического суверенитета России, повышение ее национальной конкурентоспособности и устойчивости перед внешними вызовами и рисками во многом зависит от проведения грамотной внешнеторговой политики. В статье анализируется экспортная стратегия России: представлена система государственной финансовой и нефинансовой поддержки отечественных экспортеров, предложен форсайт российской экспортной политики в средне- и долгосрочной перспективе, обнаруживается проблема развития экспортного потенциала страны. В связи с этим в статье выявлены новые крупные устойчивые сферы экспортной специализации, при этом особое внимание уделено несырьевому неэнергетическому экспорту: проанализирована его роль в общей структуре российского экспорта товаров и услуг, выделены важнейшие отраслевые экспортные кластеры для обеспечения диверсификации экспортного сектора в долгосрочной перспективе, предложен пошаговый способ реализации новых экспортных направлений. Авторы делают вывод о том, что эффективная экспортная стратегия заключается в совершенствовании системы государственной поддержки национальных экспортеров и в формировании конкурентоспособного экспорта, вследствие модернизации топливно-сырьевой специализации и одновременного развития несырьевого неэнергетического экспорта.

Главный редактор